Названо имя петербургского террориста

Смертник попал в сети

Следователями СК России и оперативными службами ФСБ и МВД установлено, что взрывное устройство в метрополитене Санкт–Петербурга мог привести в действие человек, останки которого были обнаружены в третьем вагоне поезда, его личность установлена.

Им оказался Акбаржон Джалилов 1995 года рождения. Кроме того, экспертами–криминалистами обнаружены генетические следы Джалилова на сумке, оставленной на станции метро «Площадь Восстания», в которой находилось взрывное устройство. Заключения генетической экспертизы и записи камер видеонаблюдения дают следствию основания полагать, что именно человек, совершивший теракт в вагоне, оставил сумку с взрывным устройством на станции метро «Площадь Восстания».

Что важно: ранее и в самом Кыргызстане назвали возможным исполнителем теракта уроженца города Ош, гражданина России Джалилова. Как выяснилось, ему 22 года. Он жил в Петербурге более 6 лет. В 2015 году подозреваемый работал поваром в суши–баре, а потом пропал из поля зрения коллег. Впрочем, по другим сведениям, он работал вместе с отцом в автомастерской. Предполагают, что Джалилов был приверженцем идей одной из экстремистских организаций, связанных с так называемым «Исламским государством». Сейчас следователи выясняют весь круг его знакомств и связей.

По данным «Коммерсанта», спецслужбы знали о подготовке акции в Санкт–Петербурге, но информация у них была далеко не полной. Ее предоставил россиянин, сотрудничавший с террористической организацией «Исламское государство» и задержанный после возвращения из Сирии. Этот человек занимал низшую ступень в иерархии боевиков, поэтому знал только некоторых участников отправленной в Россию диверсионной группы. При этом со своими контактерами он поддерживал лишь телефонную связь.


Определив мобильные номера предполагаемых террористов, оперативники выяснили, что все сим–карты были приобретены на рынках и не привязаны к реальным людям, поэтому были вынуждены ограничиться прослушкой переговоров боевиков. Однако раскрыть сеть спецслужбы не успели — эмиссары ИГИЛ прибегали к помощи мобильников редко, а все их разговоры ограничивались короткими фразами.

Российские эксперты считают, что необходимо ужесточать политику внутри страны в отношении исламистских организаций сомнительного толка и значительно ограничить миграцию из республик Средней Азии. По их мнению, ИГИЛ активизировало спящие ячейки. Это война, которая идет и на линии фронта в Сирии, и в тылу. К этому нужно быть готовым.

Впрочем, след исламистов в питерском теракте вряд ли единственный. Следствие наверняка отрабатывает и другие версии. Обращает на себя внимание, что на канале РБК в первый же день трагедии назвали и возможные действия украинских радикалов. Российский обозреватель «Свободной прессы» Андрей Полунин тоже написал, что надо составить «черные списки» украинцев, которые имеют отношение к добровольческим батальонам или связаны с националистами, с тем, чтобы не пускать их на российскую территорию. Он напомнил, что в 2016–м две группы украинских диверсантов попытались проникнуть в Крым, где, по версии ФСБ, уже действовала агентурная сеть, готовившая громкие акции.

Украинский политолог Владимир Фесенко признал, что, к сожалению, риск того, что могут обвинить Украину или каких–то отдельных украинских политиков, существует и в данном случае, так как отношения между двумя странами накалены.

Подлая анонимная война террористов тем и страшна, что она преследует две цели — не только убить как можно большее количество людей, но и посеять страх, недоверие, общественные расколы. И этого ни в коем случае нельзя допустить.

Между тем количество погибших возросло до 14 человек: 11 погибли на месте происшествия и трое скончались позже, не доехав до больницы. Всего от взрыва пострадал 51 человек, личности четверых из них до сих пор не установлены.

Кстати

В питерской трагедии пострадал и белорус. Как стало известно, житель Волковыска 53–летний Юрий Шушкевич в тот день ехал в злополучном поезде метро, в котором и произошел взрыв. Осколки попали ему в руку, ногу и в голову. Его доставили в городскую больницу Санкт–Петербурга № 26. Юрию провели срочную операцию, и сейчас его состояние оценивается как средней тяжести. Шушкевич работает в Петербурге уже почти 5 лет, трудится на железной дороге. Он уже поговорил с родными — в Беларуси у него остались дочь, брат и бывшая жена. По словам родственников, у Юрия повреждена правая часть тела, он контужен и плохо слышит на правое ухо.

Иван СТЕБЛОВ.

Фото РЕЙТЕР

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter