Люди с ограниченными возможностями умеют проводить время насыщенно. Незрячие способны разглядеть все краски жизни и писать картины. А нарушения слуха и речи далеко не повод отказаться от сцены. Тому пример — педагог Минского колледжа цифровых технологий Анастасия Берговина и ее воспитанник Максим Каковка, которые успешно выступили на творческом фестивале в Азербайджане.
Максим Каковка и Анастасия Берговина.
Песни о Родине
Наши участники выбрали патриотичные песни, в которых сказано о стране и ее культуре. Анастасия исполнила «Куточак Беларусi» Юлии Быковой из репертуара Алены Ланской. Получилось мастерски и искренне. Девушка достойно представила Беларусь:— На фестиваль творчества молодых людей с инвалидностью собрались также участники из России, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана. В основном исполняли национальные песни и танцы, играли на инструментах. Уже участвовала на международных фестивалях, но в основном их проводили в Беларуси. А дома и стены помогают.
Опыт выступления в другой стране у меня первый. Поэтому немного волновалась, не хотела подвести земляков, председателя Совета Республики Наталью Ивановну Кочанову, которая курирует вопросы социальной интеграции и тоже переживала за нас.
Наших ребят во время поездки в Баку сопровождала мама Анастасии Ольга, ведь в такие моменты важно, чтобы рядом находился кто-то близкий. Организаторы спланировали насыщенную программу, много экскурсий. Даже концертные площадки были разные: Максим пел в центре инклюзивного творчества, а Анастасия — в одном из бизнес-центров.
— Все участники — с инвалидностью, — уточняет Анастасия. — Были незрячие, слабослышащие, ребята на колясках, но это не помешало нам найти общий язык и подружиться. Всем было очень комфортно, разъезжались со слезами на глазах. Теперь продолжаем общаться в мессенджерах.
Анастасия родом из Орши, не так давно переехала в Минск. Столица ей знакома: девушка окончила здесь Белгосуниверситет культуры и искусств. Работает в колледже педагогом дополнительного образования и руководит клубом инклюзивного творчества.
— В нашем клубе интересно проводим время, занимаемся музыкой и живописью, посещаем экскурсии, встречаемся с известными людьми, — рассказывает Анастасия. — Не все наши ребята — художники или музыканты, но есть другие точки соприкосновения, благодаря которым взаимодействуем. Организуем игры, упражнения, тренинги. Главное — держаться вместе.
Анастасия учит воспитанников живописи. Она и сама пишет чудесные картины в разных жанрах и стилях. Ограниченность в зрении нисколько не мешает. В помощь контуры, которые позволяют ориентироваться на холсте на ощупь. А камера телефона озвучивает, какие цвета смешиваешь.
На языке жестов
Один из воспитанников клуба инклюзивного творчества — 23‑летний Максим Каковка. Без пяти минут выпускник колледжа, осваивает микро- и нанотехнологии. Максим поет песни на жестовом языке. Начал этим заниматься во время учебы в бобруйской школе. Поступив в коллеж, стал здесь самым ярким представителем театра жестовой песни.— На фестивале в Баку исполнил «Дом родной» из репертуара Руслана Алехно, — рассказывает Максим на языке жестов.
— Постарался передать все эмоции. Правда, не голосом, а через движения, презентацию. Кстати, Руслан Алехно — мой кумир и земляк. Я тоже родом из Бобруйска.Максим устроил на сцене настоящее театральное действо. Сам смонтировал клип, где на фоне — родные пейзажи. Готовился к выступлению около двух месяцев, но оно того стоило. От путешествия он получил незабываемые впечатления, впервые летел на самолете, посетил культурные места, попробовал азербайджанскую кухню, к примеру жареных перепелов.
— А главное — на фестивале познакомился с ребятами из России и Казахстана, которые тоже поют на языке жестов, — обращает внимание Максим. — Подружились и продолжаем общаться.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Георгий КОЗЕЛ, директор Минского государственного колледжа цифровых технологий:
— В этом году планируем принять почти 40 абитуриентов с особенностями развития. Активно реализуем проект по расширению обучения ребят с расстройствами аутистического спектра. На протяжении 18 лет в колледже работает центр инклюзивного образования, где учатся ребята с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и аутистическими расстройствами. За этот период подготовлено более 700 специалистов для экономики страны. Всех выпускников трудоустроили по специальности.
basikirskaya@sb.by