Детский невролог Елена Степанец из Полоцка — о маленьких пациентах, возможностях медицины и ковидных временах

Служение этому искусству требует доброты

После окончания Минского государственного мединститута в 1982 году по специальности «педиатрия» Елена СТЕПАНЕЦ неизменно лечит маленьких полочан:

Елена Степанец (слева) и инструктор ЛФК Ирина Антонцева вместе с мамой малыша заботятся о его здоровье.
gorod214.bу

— Часто задаюсь вопросом: «Что значит для меня быть врачом?» Это, без преувеличения, вся моя жизнь. Выросла в семье врачей и с самого детства впитала любовь, уважение к этой профессии. Поняла, пожалуй, самое главное, что помогает и сейчас идти вперед: надо всю себя отдавать выбранному делу, вкладывать в него душу, иначе ничего не получится. Полоцк относительно небольшой город, выходишь из кабинета и встречаешь пациентов. Они рассказывают о своих проблемах, даже на ходу пытаюсь что-то дельное посоветовать, приглашаю на прием. За 40 лет именно так сложилось: те, кого не знаешь ты, знают тебя. На моих глазах выросло два поколения полочан, и моя задача — сделать так, чтобы они были здоровыми.

В детскую неврологию, расставляет точки над «і» собеседница, входят не только заболевания нервной системы, но и контроль за развитием ребенка:

— Наблюдаем, как он растет, разговаривает, вовремя ли начинает ходить, нет ли при этом двигательных нарушений, других особенностей развития. А если есть, главное — вовремя их выявить и помочь. Следим за детьми, которые появились на свет с родовыми травмами, наследственными заболеваниями. У меня на приеме бывает каждый новорожденный малыш до годика.

К сожалению, неврологические болезни в детском возрасте встречаются нередко, а в раннем по сравнению с другими недугами даже выходят на первое место. В числе самых распространенных диагнозов — детский церебральный паралич, эпилепсия, перинатальная энцефалопатия, родовые травмы. Детская поликлиника всегда на переднем крае. Ежедневно у Елены Степанец около 30—35 пациентов. Им удается помогать, потому что медицина в последнее время шагнула далеко вперед, технологии стали прорывными, а значит — и возможности почти безграничны.

— Когда начинала работать, упор в основном делался на клиническое мышление доктора во время осмотра. Из инструментов молоточек, а из исследований в лучшем случае электроэнцефалограмма. Теперь колоссально помогает нейровизуализация, то есть компьютерная, магниторезонансная томография, когда можно исследовать мозг пациента. В стране выросли огромные профильные центры — РНПЦ неврологии и нейрохирургии, «Мать и дитя». Они прекрасно оснащены и активно сотрудничают с нами, берут на себя пациентов не только для лечения, но и для консультаций, обследования. Это ведь очень важно — при сложных диагнозах иметь возможность получать помощь на республиканском уровне.

Елена Степанец никогда не забудет историю пятимесячной Даши из Новополоцка. Ее родители вовремя забеспокоились и обратились к доктору: дочка, мол, стала слабенькой. Как оказалось, у малышки спинальная мышечная атрофия (СМА). Это серьезное прогрессирующее заболевание, которое могло привести к тяжелым последствиям. Но случай стал победным. В РНПЦ «Мать и дитя», где создан центр прогрессирующих заболеваний нервно-мышечной системы, девочке ввели дорогостоящий препарат от СМА, и она сразу начала восстанавливаться.

– Медицина — это искусство, которому служу, — откровенничает Елена. — Радуюсь, когда дети растут здоровенькими и впервые их лицо озаряет улыбка. Это лучшая награда для меня.

Слава богу, ковидные времена позади. Тогда у врача было больше тяжелых пациентов, чем обычно. Некоторые нуждались в экстренной помощи. А поскольку многие клиники и отделения были перепрофилированы, то на детскую легла основная задача по реабилитации:

— У нас отличная реабилитационная база, современный зал ЛФК, оснащенный физиокабинет. Знающие специалисты, которые применяют различные методики для восстановления здоровья. Пока длилась эпидемия, я продолжала работать детским неврологом. Вела штатный прием, потому что на маленьких пациентах ковид отразился не так сильно, как на взрослых. Зато, особенно поначалу, очень переживала за дочь, которая всю пандемию провела в ковидных палатах. Она терапевт в одной из гомельских больниц.

Сын тоже пошел по стопам родителей, он зубной техник в родном Полоцке. К слову, муж у Елены Степанец стоматолог. Врачебная династия насчитывает сотни лет.

— Свободного времени у меня почти нет, — говорит собеседница. — Когда дети выросли, хочется еще больше посвящать себя работе, по девять часов в день — это обязательно. Иногда приходится задержаться, но мне очень нравится приносить пользу людям. Мечтаю поработать как можно дольше, чтобы помогать детям, при этом и свое здоровье чтобы не подводило. 

Отвлечься от работы Елене Степанец помогают путешествия, и необязательно за границу. В Беларуси тоже есть чем полюбоваться: картинные галереи, театры, парки... Возвращаться в родной красавец Полоцк всегда приятно — там ждут маленькие пациенты, любимая работа и семья.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter