В гостях у дипломанта Постоянного Комитета Союзного государства Дины Кирнарской

Слушайте Моцарта!

В середине июля на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев вручил награды — специальные дипломы и призы Постоянного Комитета Союзного государства — деятелям науки и культуры двух наших стран. Среди награжденных была и проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Дина Кирнарская. Ее отметили за творческий вклад в реализацию идей белорусско-российского культурного единства. Пользуясь случаем, мы отправились к Дине Константиновне в гости.

Дина Кирнарская: Сотрудничество с Беларусью у нас идет в самых разных форматах.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Дина Константиновна, расскажите, с Беларусью вас какие ниточки связывают?

— О, не ниточки, а множество нитей! Вообще, поскольку Академия музыки имени Гнесиных является базовой организацией по музыке и образованию в сфере культуры на всем пространстве СНГ, я участвую очень во многих проектах, которые связывают нас и с Беларусью, и с другими соседями.

Не раз участвовала в Совете по культурному сотрудничеству государств — участников Содружества. В Борисове участвовала в Международной выставке «Арт-Экспо» государств СНГ. А с Белорусской государственной академией музыки связана многолетней дружбой.

— То есть у нас в музыке с Беларусью много пересечений?

— Да, с Беларусью особенно. Очень близкие культуры. Близкие языки. И дружба между людьми. У меня в Белорусской академии музыки не просто коллеги. Например, Екатерина Николаевна Дулова, которая недавно стала директором Большого театра Беларуси, — моя близкая подруга. Она бывала много раз в Москве, и вообще она выпускница Санкт-Петербургской консерватории. Видите, сразу сколько пересечений. Да многие белорусы учились в России. А мы часто приезжаем туда на гастроли, с мастер-классами, на форумы. В здании Национальной библиотеки, которую можно назвать гордостью Минска, у нас проходили заседания, встречи, выставки. Сотрудничество идет в самых разных форматах. Круговертью, настолько всего много и постоянно.

— Увы, сейчас меньше студентов приезжает в Россию из Беларуси на учебу в вузы. А у вас в Академии учатся белорусы?

— У нас даже преподает белорусский певец Максим Павлов, в России его очень ценят. Это пример, который у меня постоянно перед глазами. И белорусские студенты у нас тоже есть. Но по последним годам трудно что-либо мерить: ковид! Зато стали популярны занятия онлайн.

— Дина Константиновна, когда перечисляют ваши ипостаси, часто слышу: музыкальный психолог. Что это за необычная специальность?

— Это тот, кто изучает, как музыка воздействует на человека. Что такое музыкальные способности, как они развиваются? И что вообще нужно обществу от музыки, как оно реагирует на музыку? Вот Иванов слушает такую-то музыку, Петров — другую. Почему? И как сама музыка влияет на Иванова и Петрова? А моя самая близкая область — тема таланта. Чем отличается высокоодаренный музыкант от просто профессионала? И тут уже музыка смыкается с общей психологией. А еще есть музыкальная терапия — как музыка может лечить...

— Я вот в музыке профан, но слушаю вас — и мне хочется тоже в нее погрузиться...

— Музыка — вовсе не элитарный, а самый доступный вид искусства. Даже чтобы посмотреть кино, нужно сидеть и смотреть не отвлекаясь. Пойти в театр — тем более. В музей — тоже. Музыка же доступна в любое время при любых обстоятельствах. Кнопку нажал, включил — и хоть вы полы мойте, она с вами.

— С чего начать?

— Слушайте Моцарта! Его музыка чрезвычайно радостна. Даже говорят: «Моцарт-эффект». Он к людям относился чудесно, был добрым и нетребовательным. А в музыке отражается все: и ваше отношение к человеку и человечеству, истории, обществу, жизненные приоритеты, что волнует, что нужно. Музыка — это дневник. Музыка Моцарта, такая бодрящая, лучезарная, очень добрая, идущая вам навстречу, она вам всегда поможет, в любой ситуации. Вы можете вместе с ним и поплакать, и посмеяться. Классическая музыка, в отличие от поп-музыки, наполнена настолько разнообразным опытом жизни в самые разные века в самых разных странах, что она — кладезь информации, утешения, человеческих отношений. Композитор вам рассказывает, что он пережил вместе со своим поколением, своей страной, и вы можете в это погрузиться и позаимствовать. Если композитор выстоял в жизненной борьбе, как, например, Бетховен, вы его слушаете — и тоже можете выстоять. Если Моцарт наслаждался жизнью, общением, друзьями, вы его тоже можете слушать и наслаждаться тем же самым. Вы это присваиваете себе в силу физиологии музыкального восприятия. Любой человеческий опыт запечатлевается в музыке и передается вам.

— Я вот только что записала дочку в музыкальную школу...

— Это прекрасно! Главное, чтобы с учителем повезло! Ребенок любит предмет, если он любит учительницу. Учительницу надо хорошую, добрую, любящую детей, талантливую. Нужно, чтобы она именно как педагог была одаренным человеком, очень сочувствующим и любящим. Потому что музыкальные способности — это одно, а педагогические — другое. Детская учительница музыки не должна быть высокоодаренным музыкантом. Но если эта учительница может с ребенком эффективно взаимодействовать, привлекать его, чтобы ребенок любил ее и любил то, чем они вместе занимаются, то успех обеспечен.

— Если нет цели стать профессионалом, то не слишком ли музыкальная школа перегружает детей?

— Музыкальная школа обязательно нужна, потому что развивает все способности, не только музыкальные. Человек становится более конкурентоспособным в миллионе разных аспектов. Это физиология: занятия музыкой развивают перегородку между полушариями. Уже через год заметно, что человек в большей степени владеет своими интеллектуальными ресурсами. Он лучше может реализовать свои творческие намерения. Любая мысль, которая приходит в голову, любая идея, проект, реализуется, потому что полушария мозга «слышат друг друга» и работают слаженно. Музыка — еще и математический ресурс, она абстрактна. И речевой ресурс, поскольку это музыкальный язык. И все это достается тому, кто учится музыке. Он становится умнее, у него возрастает пространственное мышление, развиваются речевые навыки. Всё развивается! Музыка очень много дает человеку.

Дворянское воспитание в России, да и воспитание элиты в любой стране всегда было связано с музыкальными занятиями. Музыкой занимались все аристократы. Все играли, все пели, у всех был учитель музыки. А почему? А потому что искусство старше науки, и те, кто занимается искусством, потом гораздо легче могут заниматься науками. Не говоря уж о том, что искусство — это красиво.

СПРАВКА «СОЮЗа»

Дина Кирнарская — известный российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук. Почетный работник образования РФ.

Екатерина Пряхина

pryakhina@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter