ИДЕЮ огуречного дела братьям Александру и Дмитрию ВАСИЛЕВСКИМ и их свояку Виталию ГРИБУ из Крупок подсказали родственники из знаменитых Ольшан. Они съездили туда, посмотрели, как устроены теплицы, выведали «секретные материалы» овощного бизнеса. И дело пошло.
Фото с сайта ok.ru
Фото с сайта ok.ru
Готовились тщательно, даже климатические условия сравнили, чтобы не опростоволоситься с рассадой. Поначалу фермерское хозяйство «ДиСаВи» (Дима, Саша, Виталий) занималось овощами открытого грунта — картофелем, свеклой, морковью. Тоже было непросто, но первый тепличный год выдался жарким, работали практически круглосуточно: до позднего вечера — под пленкой, а утром — на рынке. Особенно «донимал» полив, на который уходило 70 процентов рабочего времени. Потому первым делом его автоматизировали, а к прошлой весне модернизировали и систему отопления. Ручными остались только прополка и сбор урожая.
Открыли в Крупках небольшой магазин по продаже семян и сопутствующего товара. Вместе с торговлей занялись выращиванием цветочной рассады, в чем помогли жены. Весной петуньи, бегонии, бархатцы ушли влет.
Новые веяния в выращивании огурцов, томатов, картофеля и теперь уже цветов перенимают у голландцев, правда, пока по интернету, и у белорусских фермеров, знакомясь с ними на разных выставках. Появилась вторая теплица. Решили строить еще одну для цветов, обдумав прежде, как удешевить сооружение.
Из того, что зарабатывают, признается Александр, половину тратят на развитие:
— Но главное — работа приносит нам удовлетворение. Каждый день трудимся всей семьей.
Пример семейного трио показателен: если есть желание и силы, то на земле всегда найдется работа, притом доходная. В Крупском районе 18 фермерских хозяйств. Одно из них… «в декретном отпуске». Молодая женщина, оформив землю, пока не имеет возможности на ней работать именно по этой причине. В райисполкоме решили подождать и не изымать участок, ведь инициативу нельзя рубить на корню.
Двадцать три процента трудоспособного населения, занятого в экономике Крупского района, работает в сфере предпринимательства. Конечно, львиная доля частников выбирает торговлю и сферу услуг, но и сельский бизнес для некоторых оказался удачным. В прошлом году три фермерских хозяйства увеличили свои земельные владения. Несмотря на то, что Крупщина — лесной край и сельскохозяйственные угодья занимают 68,9 тысячи гектаров, из них только 46,3 тысячи пашни, для желающих работать земля всегда найдется. Фонд перераспределения составляет более 2,5 тысячи гектаров.
— Крестьянский труд, конечно, нелегкий, — говорит Дмитрий Василевский. — Многим он может казаться бесперспективным, но мы знаем из собственного опыта: к тому, кто по-настоящему работает, успех обязательно придет.
Что подтверждает и деятельность частного предприятия «Ункомбел», которое только в хранилище вместимостью 4500 тонн картофеля вложило 4 миллиарда рублей. На базе складов бывшего военного городка создан комплекс по хранению и складской обработке овощной продукции. А ФХ «Ункомбел-Агро» на 512 гектарах выращивает картофель и зерновые.
Проявляют фермеры интерес и к пчеловодству, животноводству. У каждого из них разные наделы. В зависимости от того, кто сколько потянет, но в среднем от 5 до 36 гектаров.
Как и сельскохозяйственным организациям, фермерам оказывается господдержка. За последнее время 392,4 миллиона рублей выделено на топливо и удобрения. Можно в лизинг получить технику, войти в государственную программу по развитию того или иного сельхозпроизводства. К примеру, семейное дело Веры и Михаила Долгих из Большого Городно развилось благодаря льготному кредиту на покупку телок. Деньги государству семья давно отдала и занимается молочным скотоводством.
А у пионера фермерского движения на Крупщине Василия Бараули, который немало поездил по Европе в поисках передовых идей, своя концепция или даже философия хозяйствования на земле:
— Для развития недостаточно сезонных работ, которые не дадут возможности достойно жить целый год. Фермерство за рубежом — это всего лишь форма владения собственностью. Там дополнительно занимаются либо переработкой сельхозпродукции для максимального увеличения ее добавленной стоимости, либо другой деятельностью. Когда возникает извечный спор: что предпочтительнее — крупное или мелкое сельскохозяйственное производство, я выступаю на стороне хозяйств, которые дают перспективу деревне. Именно небольшие фермерские хозяйства способны сохранить село, генофонд нации, нашу культуру, историю.
klimovich@sb.by