Слова о любви

О любви

Что сильнее — слова или дела? Уверена, что большинство ответят, не задумываясь, что дела. Но означает ли это, что слова ничего не стоят и ничего не весят? А слова о любви?


Накануне Дня св. Валентина (который, к несчастью многих китайских влюбленных, пришелся аккурат на праздничную новогоднюю неделю, когда ЗАГСы закрыты, а значит, свадьбу в этот день не устроить) специалисты провели небольшое исследование. Спрашивали у китайцев разных поколений, как часто они говорят слова любви тем, кого действительно любят. Часто ли родители говорят об этом своим маленьким (и подросшим) «императорам», а дети — родителям? Часто ли мужья говорят об этом женам, а жены — мужьям? Часто ли это делают братья и сестры? Часто ли говорят об этом друг другу влюбленные? Оказалось — многое (если не все) зависит от возраста говорящих (или не говорящих).


Молодое (условно до 25 лет) поколение китайцев уже может и говорит о любви. Поколение же их родителей, а в еще большей степени поколение родителей их родителей признается в любви исключительно делами и поступками. Воспитаны — примерно как мои бабушки и в какой–то степени родители — на том, что говорить о любви можно вкусно приготовленным обедом, вовремя выстиранной и выглаженной рубашкой, да даже вымытыми до блеска полами. «Словами? Зачем словами?» — искренне удивилась одна 50–летняя китаянка. Ее родители никогда не говорили ей о любви, и она никогда не говорила об этом своим детям: «И так ведь понятно». Так–то оно, конечно, так, но я не устаю говорить о любви своей маме, и она признается мне в том же. Это на самом деле очень сближает, любовь — это ведь сокровенно. К счастью, и муж мой способен говорить о любви вслух, и оказалось, что от частого употребления эти слова не истираются! А ведь я всерьез боялась...


Моя бабушка говорила, что «не главное, чтобы любил, главное — чтобы жалел». Я, советская пионерка, воспитанная на том, что «жалость унижает», только много лет спустя поняла, как сильно она, трижды побывшая замужем, но прожившая всю жизнь одна, была права. Чтобы жалел — это действительно важно. Потому что в этом ее простом «жалел» — объятие в конце тяжкого трудового дня, баюканье плачущего ребенка ночью («Лежи, Маня, ты так устала за день»), вымытая после ужина посуда, вечерняя прогулка («Пойдем, Маня, пройдемся, ты ж никуда не выходишь»), новое — пусть самое простое! — платье к празднику и даже — «Да зачем ты?», зардевшись, — букет полевых цветов. Мы жалеем, когда не рассказываем родителям о своих проблемах — причем, я заметила, мы начинаем это делать только повзрослев или когда сами становимся родителями. Мы жалеем своих мужчин–добытчиков, отправляясь вечером в магазин за чем–то, что они забыли купить по дороге. Они жалеют нас, когда в субботу утром, проснувшись рано, ходят по дому на цыпочках и разговаривают шепотом, чтобы дать нам возможность выспаться. Так мы жалеем друг друга только тогда, когда по–настоящему любим. Когда влюбленность и страсть прошли, став глубокой привязанностью, дружбой и уважением, как поет мой любимый белорусский бард Алесь Камоцкий: «Як каханне змяняецца шчасцем». Любовь меняется со временем, а слова остаются прежними, но оттенки слов, как и оттенки чувств, меняются. В самом начале в «люблю» куда больше «хочу», и только потом, с годами (если удалось сохранить чувство и человека, его вызвавшего), когда любовь сменилась–таки счастьем, мы слышим в этом «люблю» тихий шепот первого совместного утра, видим взгляд — внимательный, нежный, обнадеживающий, чувствуем заинтересованность и поддержку — всегда.


Поступки, конечно, важнее слов. Но разве это значит, что слова о любви нам не нужны? Еще как нужны — они дают нам крылья. Не стесняйтесь говорить о своих чувствах не только в день влюбленных — цветами, шоколадом и подарками, говорите о своей любви, когда вы ее чувствуете, кричите о ней, если нужно! Тихий шепот счастливой семейной жизни всегда начинается с крика безумствующего влюбленного. Влюбленность — состояние волшебства, силы, с которой редко что в мире сравнится. Пронести ее сквозь годы — задача трудная, для многих — почти непосильная. Давайте будем любить — мужей и жен, детей и родителей, друзей и подруг и даже (совсем немножко!) своих начальников. У любви ведь столько оттенков. Любовь делает нас иными — превращает из обычных людей в магов и волшебников, с ней мы можем все, нам все в этом мире подвластно. И, самое главное, чем больше в нашем мире любви, тем лучше этот мир. Давайте говорить о любви.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter