Хор им. Цитовича представил премьеру вокально-хореографической постановки "Кiрмаш"

Слова и музыка народные

Новую постановку под названием «Кiрмаш» представил на сцене Белгосфилармонии Национальный академический народный хор имени Г.И.Цитовича под руководством народного артиста Михаила Дриневского. Шоу с песнями и танцами дошло до зрителей благодаря гранту Президента.


...В филармонии аншлаг, в Большом зале не отыскать свободного местечка. Все говорит о том, что премьера, которую ждали год, стала событием в жизни страны. Вот проходит к своему месту в десятом ряду Михаил Мясникович, усаживается в кресло Надежда Ермакова, радостно обмениваются приветствиями деятели культуры, веселыми группками перемещается по проходам молодежь, которую обычно на народные песни калачом не заманишь. Ан нет, пришли и, судя по всему, вполне довольны.

За кулисами суета — подвязываются ленты, надеваются пышные уборы, в скоростном режиме доводится до совершенства грим. Автора проекта, балетмейстера хора им. Цитовича Галину Горинович буквально ловлю за локоть: чего ждать от новинки? Название «Кiрмаш» предполагает ярмарочную тему, но подать ее можно по–разному, в том числе и так, что зритель будет позевывать: мол, все это я уже видел и знаю. Однако традиционная ярмарка, по задумке создателей, в этот раз делает отчетливый акцент на дружбе народов, живущих в Беларуси бок о бок в согласии. Актуально в сегодняшнем мире, где все чаще старые традиции любви и добрососедства оказываются забыты.

— На нашей ярмарке будут торговать и белорусы, и русские, и украинцы, и поляки, и евреи, и цыгане встанут табором, — обещает Галина Горинович. — Впервые наши артисты не только играют, танцуют, поют, но и выступают как драматические актеры. В большой степени эта задача легла на девушек–ведущих. Они освоили сценическую речь, актерское мастерство и теперь не только превосходно исполняют свои вокальные партии, но и ведут всю сюжетную линию.


У постановки особая история. «То, что программа выходит на сцену, — огромное чудо!» — признаются в хоре им. Цитовича. Время сейчас непростое. Нужны средства, и немалые, чтобы пошить костюмы (встречают–то по одежке, а попробуй обеспечь сценическим гардеробом почти 100 человек!), без костюмов нет новых, впечатляющих номеров — значит, нечем заинтересовать заграничных импресарио, чтобы позвали на гастроли. Не зовут в турне — нечем удержать в коллективе творческую молодежь, которая, естественно, хочет и интересной работы, и популярности, и заработков. Президентский грант позволил хору имени Цитовича решить многие проблемы. Галина Горинович, не скрывая эмоций, делится наболевшим:

— Молодых артистов у нас очень много, все талантливые, активные, жаждут показать свои способности. Мы, конечно, гордимся тем, что куем эти таланты, отшлифовываем и они потом востребованы буквально везде, но настолько обидно, когда ребята уходят! Отработают два года по распределению и отправляются искать лучшей доли, более выгодных контрактов. И, конечно, захотелось сделать что–то, чтобы они могли по–настоящему проявить себя.

Что ж, надо признать — проявили на славу. Сложная хореография, множество сольных номеров, кое–где народный танец переходит во вполне себе современный и трудно воспроизводимый, если только ты не профессионал с хорошей подготовкой. То на сцене взлетают вверх в прыжке запорожцы в шароварах шириной с Черное море, то русские казаки так лихо крутят саблями, что опасаешься за их партнеров по сцене — как бы не полетели головы, то Абрам с Сарой выписывают замысловатые пируэты, которые в традиционный фрейлехс уже никак не уложишь. Но ведь красиво же!


А песни? Знакомые, любимые, смешные — и про стратегически важные бульбу и сало, и про то, как жена мужа продавала, а бабка бычка. Кстати, о бычке! В народных постановках любят использовать образы животных, правда, нередко коники и коровушки с тряпичными головами просто бегают вокруг плясунов, топоча и не помышляя о каких–либо хореографических изысках. А вот пятнистый бычок, выпущенный на сцену Белгосфилармонии во время «Кiрмаша» и резво бодающий артистов, стал буквально героем вечера. Очень уж бойко выплясывал — во всяком случае, и первая его пара ног (Тимофей Кирьянов), и вторая (Николай Левковец) выделывали нечто неподражаемое и забавное. Как танцорам это удалось со «шкурой» на плечах и с ограниченным обзором — профессиональный секрет.

Конечно, хочется, чтобы этот яркий заводной праздник не оставался в границах Беларуси, а выплеснулся на международную сцену. Межнациональная составляющая, вокруг которой «Кiрмаш» ведет свой веселый хоровод, — своеобразный лозунг «Миру — мир», выраженный в музыке и танце. Думается, и на Республиканском фестивале национальных культур в Гродно представление смотрелось бы более чем уместно. Человек человеку — брат, дружба и согласие превыше всего, и напоминать об этом нужно почаще.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 235 (24865). Пятница, 4 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter