В поисках утраченного. Слоним поликонфессиональный и многонациональный

Слоним пишет: мир

Исторической особенностью Слонима называют его многоконфессиональность. Что, безусловно, правильно.  Но, в свою очередь, особенность (уж простите за тавтологию) всей нашей страны заключается в том, что таковой особенностью обладают многие города и поселки Беларуси. А Слоним вносит свой «адметны» вклад в этот замечательный тренд.

Слонимский городской пейзаж. Начало ХХ в.

Слоним. Вид на город. Начало ХХ в.

Обитель муз

Существуют данные, что поселение на месте современного Слонима существовало еще в XI столетии. Но официальной датой возникновения города считается 1252 год, под которым в Ипатьевской летописи упоминается Услоним (Васлоним): когда галицкий князь Даниил Романович отправляет брата своего в Волковысск, а сына — в Слоним.

Слоним. Православный собор. Начало ХХ в.
Как и положено, в историческом прошлом был у Слонима свой замок с сильным военным гарнизоном. Позже, в XVI — XVII веках, Слоним стал одним из крупнейших центров ВКЛ. Много для города сделали представители магнатских семей: Сапеги, Огинские, Пусловские. Великий гетман литовский Михал Казимир Огинский получил Слонимскую экономию в качестве приданого, женившись в 1761 году на Александре Сапеге, и превратил Слоним в настоящий культурный центр, который называли полесскими Афинами. Михаил Казимир организовывал новые производства, проложил водопровод, открыл типографию и даже придворный театр «Опернхауз» (около 1770 года), на блестящих подмостках которого выступали настоящие европейские звезды оперы и драмы, устраивались представления с батальными сценами и водными феериями. Слонимская капелла числилась среди самых больших оркестров Европы — 53 музыканта! Неудивительно, что здесь, у своего дядюшки, немало времени проводил автор знаменитого «Полонеза» Михал Клеофас Огинский.

По инициативе Михала Казимира Огинского появился водный канал (1767 — 1783 годы), который сначала назывался Телеханским, а позже получил имя в честь своего создателя — Огинский, соединивший приток Припяти с рекой Щарой (а по итогу Балтийское и Черное моря). По его глади неспешно скользили лодки и лодочки, уступая дорогу солидно пыхтящим баржам с грузами. На берегу канала размещался «Опернхауз».

Слоним. Река Щара. 1930-е годы.

Слоним. Базарный день. Начало ХХ в.

Весьма известным местом стала усадьба Пусловских Альбертин, расположившаяся на берегу живописного озера.
В XIII веке Слоним вошел в состав ВКЛ. В 1531 году получил Магдебургское право.
Адреса духовности

В городе действовали храмы разных конфессий. Христианские — католические и православные. Кстати, среди слонимчан до сих пор ходит легенда, что Спасо-Преображенский собор имеет тайные подземные переходы, по которым можно не то что пройти, но даже доехать на лошади аж до расположенного в нескольких километрах Жировичского монастыря. В древности религиозные храмы Слонима входили в старинную оборонительную систему города.

Слоним. Древний храм — духовная защита и опора. Начало ХХ в.
Костел бернардинского монастыря Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии основан в XVII столетии. В середине XVIII века храм украшали несколько алтарей, выполненные по эскизам знаменитого виленского архитектора Иоганна Глаубица.

На правом берегу Щары расположился фарный костел Святого Апостола Андрея, возведенный в 1775 году в стиле виленского барокко с элементами рококо. Однако исторические источники говорят, что первый, деревянный храм в честь Святого Апостола Андрея и Марии Магдалины появился еще в 1490-м.

И, конечно, нельзя не сказать о том, что всего в нескольких километрах от Слонима находится Жировичский Свято-Успенский монастырь — христианский духовный центр Беларуси.

Мусульмане появились в самом Слониме, вероятно, в первой половине XVII века. В 1644 году слонимский староста Казимир Лев Сапега, маршалок надворный, выдал привилей для слонимских ремесленных цехов, прописав, чтобы к ним принадлежали и татары. Местная мечеть открылась в 1804 году.

Исторические источники говорят, что первое упоминание о евреях в Слониме датируется серединой XVI века. В конце XVII — начале XVIII столетия местные евреи торговали лесом и пшеницей, занимались винокурением и ремеслами. Большая городская синагога (1642 год) — памятник архитектуры барокко. Ее внутренний декор — фрески, позолоченная лепнина — был настоящим шедевром прикладного искусства.

Слоним. Синагога. 1930-е годы.

Слоним. Мечеть. 1920-е годы.

Мир прекрасен тем, что многогранен. В Беларуси издавна это знают, понимают и ценят.

likchodedov@mail.ru

 ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter