След зверя

Ружье да вертолет - нехитрое снаряжение нынешнего охотника на волка.
Ружье да вертолет - нехитрое снаряжение нынешнего охотника на волка. Флажки и капканы - это уже из области высокого искусства. Жалость к хищнику - большая роскошь: за год волк съедает около тонны мяса. Действует по принципу "Не съем, так понадкусываю". Так было в Слобожанке, деревне неподалеку от Полесского государственного радиационно-экологического заповедника, - "санитары леса" недавно "понадкусывали" там насмерть 19 телят.

Волчий рай

Директор заповедника Петр Палитаев считает, что вовсе не обязательно в Слобожанку приходили "его" волки - лесов вокруг хватает. Но зверь этот действительно стал проблемой. Считается, что для выполнения санитарных функций на все 216 тысяч гектаров заповедника достаточно двух десятков волков. На начало прошлого года в заповеднике было официально учтено 365 особей. По прогнозам специалистов, к настоящему времени за счет приплода это число могло вырасти как минимум втрое, превысив норму раз в 50.

А и чего бы серым не плодиться? Статус заповедника (пусть и радиационного) волка полностью устраивает: дичи в радиоактивных дебрях достаточно, единственный враг - человек - сильно не докучает. Действительно, с одной стороны, местный режим предполагает политику невмешательства, с другой - ситуация выходит из-под контроля. По свидетельствам сотрудников заповедника, нынче в стадах кабанов почти не осталось молодняка - волки "схрустили". Усиливается "серый террор" в отношении лосей, оленей, косуль, лис, бобров, енотов... Многие местные жители лишились собак. Не пострадали разве что зубры - размер все же играет роль.

Убей его по-французски

Если раньше за год сотрудники заповедника своими силами убивали по 50 - 60 волков, то в 2003-м - только 14. Местные особенности делают малоэффективной охоту с флажками.

Не слишком продуктивны и попытки искать волчат - не так глупа волчица, чтобы их "сдавать". В прошлом году нашли только одно логово, откуда забрали пятерых щенков. Что удивительно - подоспевшая волчица тогда бросилась на человека, но напарник сбил летящего зверя обухом топора, как теннисной ракеткой. Когда через несколько часов охотники вернулись за волчицей, которую считали мертвой, ее на месте не оказалось - оклемалась. В другой раз будет хитрее.

К наземной охоте не располагает и радиация - даже кратковременное нахождение в некоторых местах опасно для здоровья.

Другое дело - вертолет. Но на него у заповедника нет денег. Пытаясь решить "волчью" проблему с максимальной пользой для природы и науки, администрация пошла на беспрецедентные меры. Нашли людей, готовых еще и заплатить за право выполнить общественно полезную работу. В регулировании численности местных волков уже поучаствовали французы, поляки, немцы, россияне. Были здесь замечены и отечественные бизнесмены. Вредоносные звери оказались неожиданно ценным ресурсом. К примеру, из денег, заплаченных только французами, заповеднику досталось около 2 миллионов рублей, которые тут же ушли на погашение долгов. На счету туристов - 8 из 14 волков, убитых в прошлом году. Подстрелили бы больше, да несколько месяцев охота была запрещена.

Для постороннего попасть в заповедник - целая история. А уж тем более - для иностранца, да еще с оружием. На то и заповедник...

Полет над чернобыльской пустыней

Пока едем на вертолетную охоту, Петр Палитаев рассказывает о своих владениях. Ничего подобного в мире нет. С точки зрения науки, огромное радиоактивное образование, которое представляет заповедник, бесценно - как ни страшно это звучит. Да только чрезмерным вниманием - а равно и финансированием - директор похвастаться не может.

- Когда везем сюда очередную делегацию иностранцев, можно слышать, как у них один за другим начинают на разные голоса пищать дозиметры, - говорит Палитаев. - В конце концов целый оркестр получается. Это действует лучше любых рассказов. Многие только тогда начинают понимать, насколько все серьезно.

...Энергично провести выходные прибыла компания москвичей и минчан. Гостей разместили в пункте дезактивации у границы заповедника. Не пять звезд, конечно. И не две.

К моему приезду первая партия стрелков уже улетела на стареньком Ка-26. Накануне полетали продуктивно - застрелили 5 волков (одного, правда, так и не нашли в снегу).

Минский бизнесмен Сергей вооружен настоящей трехлинейкой 1941 года выпуска. Правда, без штыка. Не исключено, что с ней еще на гитлеровцев ходили. Этот раритет охотник, как он утверждает, совершенно законно приобрел за 150 рублей лет 20 назад - распродавалось содержимое неких складов.

Впрочем, пуля и оптика при охоте с вертолета не слишком эффективны. Мало того, что волк не стоит на месте, так еще и тряска не дает прицелиться. В таких условиях можно надолго украсить глаз аккуратным отпечатком окуляра (армейским снайперам как никому знаком этот синдром). Больше подходит гладкоствольное ружье, заряженное картечью. Дальность, конечно, не та, что у винтовки, а потому важную роль играет мастерство пилота. Чего-чего, а этого в избытке - Леонид Иванов, говорят, лучший в стране специалист по охоте на волка с неба.

Наконец слышим шум двигателя. Из вертолета выволакивают крупного, килограммов на 45, волка. Картечь попала в голову.

После небольшого отдыха частично сменившийся экипаж вновь отправляется на поиски цели.

Полеты над радиоактивной пустыней впечатляют. На территории заповедника 96 отселенных деревень, давно "освоенных" животными.

- Я человек циничный, но даже мне не по себе, когда видишь, как по главной улице когда-то процветавшего поселка бродит стадо кабанов, - признался один из охотников.

Зверья внизу - море. Кабаны и косули вертолета практически не пугаются. Лоси пытливо наблюдают: куда это столь стремительно засобирались волки. Серые хищники уже усвоили, что с воздуха ничего хорошего не дождутся, - бросаются врассыпную. А еще недавно летающий предмет они лениво облаивали сидя - до первых потерь. Сегодня умный зверь вырабатывает свои приемы борьбы с воздушными стрелками. Байка это или нет, но, говорят, видели, как волк, которого воздушная тревога застала на открытом месте, прятался под одиноким деревом, встав на задние лапы и прижавшись к стволу.

Стрельба может вестись в три ствола - из двух окон салона и из кабины. Адреналин в эти моменты кипит. В результате такого кипения трофеем волков стали три ружья - охотники теряют самообладание и оружие падает вниз. Теперь ружья привязывают на шнурок.

О живучести волка ходят легенды. "Бывает, ползадницы картечью снесено, а он все бежит..." - рассказывали охотники. Накануне пришлось погоняться - один из волков после выстрела упал, но поднялся и бежал еще с километр. Впоследствии выяснилось, что бежал он с оторванной лапой. Бывало, волк, которого считали мертвым, оживал. Однажды это случилось в воздухе. Рассказ об этом кошмаре кого-то так впечатлил, что он впоследствии со словами "Я слышал, они встают" непременно клал рядом нож.

За охотой следят работники заповедника - чтоб туристы не настреляли лишнего. Впрочем, как объяснили москвичи, мясо их не интересует - оно тут аж "искрится" от радиации.

Вряд ли уместно рассуждать о том, насколько возвышенны мотивы охотников. Им нравится этот экстрим, они согласны платить - что еще надо? Страданиями животного здесь не восторгаются. Скорее рассматривают как наименьшее из зол.

Антикиллер Волеватый

"Вертолет - сильно дорогое удовольствие для волка", - считает охотник Евгений Волеватый из деревни Дворище. Его знают все председатели местных колхозов. Когда волки устраивают очередную резню, решать проблему вызывают Волеватого. У него свои методы. В месте потенциального нападения ставится скирда, здесь охотник и устраивает засаду. Таким способом положил 40 волков.

"Как-то 32 ночи сидел - и ничего, - рассказывает волчатник. - А потом за неделю пятерых убил".

Во вредности волка не сомневается

: - Они ведь шесть телят задавят - съедят одного...

Сокрушается только охотник, что так и не дали ему разрешение на карабин. Всем хороша его двустволка, да волка на 50 метров трудно подманить. А из нарезного оружия да с оптикой снимал бы их Волеватый метров с 300 - глядишь, и в кошарах поспокойнее стало бы.

Успехи Волеватого во многом объясняются тем, что он умеет вабить - имитировать волчий вой. Этим искусством сейчас владеют немногие, а раньше были специалисты, умевшие вабить с оттенками - как волчица, как матерый волк. Главная и весьма дефицитная принадлежность вабильщика - стеклянная колба от керосиновой лампы. С ее помощью и извлекаются жуткие звуки. Во время гона волки отзываются наиболее активно - бросаются отстаивать территорию либо очаровывать самку. И попадают под выстрел. "Бывало, только начнешь вабить, как получаешь ответы сразу с нескольких сторон - аж страшно становится..." - признается Волеватый.

Из санитаров - в людоеды

И все же в здравом уме волк нападать на человека воздерживается. Но проблема в том, что, по данным Гомельского областного центра гигиены и эпидемиологии, "помешательства" у хищников случаются все чаще. Волк, наведавший прошлой весной Рудню Журавлеву в Брагинском районе, был явно не в своем уме. Четыре женщины, работавшие на огородах, получили страшные укусы. Благодаря врачам, буквально собиравшим людей по кусочкам, все выжили, однако одна из женщин до сих пор в больнице. "Боже, но какой он был огромный!" - вспоминает Нонна Мироненко, которая также стала жертвой нападения. Зубами размером с палец взрослого человека волк буквально вырвал из ее тела несколько кусков мяса, практически откусил нос. Впоследствии экспертиза подтвердила, что зверь был бешеным.

Опять же не факт, что волк пришел из заповедника. По словам Петра Палитаева, на подведомственной территории не было выявлено ни одного бешеного волка - каждый убитый зверь подвергается анализу. И все же известно, что пораженного бешенством зверя одолевает желание куда-то бежать, преодолевать большие расстояния.

...Прибывшие охотники привезли еще двух волков. Итого - 8 за два дня. Сколько денег досталось заповеднику - коммерческая тайна, но внакладе он явно не остался. Один из гостей признался, что потратил бы больше, да не на что. С сервисом и правда пока "напряженка". Состоятельные люди лучше воспринимают экстрим, если он сопровождается горячим душем, изысканным питанием, комфортными условиями проживания.

Впрочем, заповедник и так пользуется популярностью у туристов. К вечеру ждали поляков. Вообще же, говорят, сейчас в Европе 40 групп экстремальщиков готовы заплатить большие деньги за охоту на волка в чернобыльском заповеднике. Хватило бы волков...

О живучести волка ходят легенды. "Бывает, ползадницы картечью снесено, а он все бежит..." - рассказывали охотники. Накануне пришлось погоняться - один из волков после выстрела упал, но поднялся и бежал еще с километр. Впоследствии выяснилось, что бежал он с оторванной лапой. Бывало, волк, которого считали мертвым, оживал. Однажды это случилось в воздухе. Рассказ об этом кошмаре кого-то так впечатлил, что он впоследствии со словами "Я слышал, они встают" непременно клал рядом нож.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter