![](/upload/iblock/1bc/1bc525163b92b7b75defd944cabbe512.jpg)
Ставка на свое
Причем речь идет не только о шоколаде. В кондитерском производстве сегодня в сфере импортозамещения делается больше, чем в других пищевых отраслях, рассказывает председатель концерна «Белгоспищепром» Олег Жидков:— За шесть месяцев 2022 года доля продукции, выпущенной по импортозамещающему направлению, составила около 47 процентов от общего объема выпуска. Планируем увеличивать объемы и ассортимент. К концу года рассчитываем выйти на цифру в 340 миллионов долларов.
За этот год предприятиям концерна удалось существенно нарастить объемы производства мармеладно-желейной продукции, по которой значительную долю рынка традиционно занимали импортные аналоги. Кроме того, производители сегодня активно работают над увеличением объемов производства шоколада.
![](/upload/iblock/70a/70ae90bfcc6c2c944d876e05957a3c29.jpg)
— Мощности наших предприятий работают уже с загрузкой более 100 процентов, — продолжает Олег Жидков. — В планах расширить объемы за счет поставки нового оборудования и создания новых производств по выпуску плиточного шоколада с разными добавками. Хотим посоревноваться с лучшими образцами швейцарского и немецкого продукта, который сегодня на наших полках отсутствует по объективным причинам — из-за невозможности поставки в Беларусь.
Также отечественные предприятия для замещения импорта предлагают жевательный зефир, вафельные и шоколадные батончики в различных вариантах.
К слову, для снижения импорта кондитерских изделий организациями концерна начиная с 2011 года проводится модернизация производственных мощностей. Благодаря этому реализовано более 30 импортозамещающих проектов, в результате которых в кондитерской отрасли выпущено более 100 новых наименований шоколада, включая аналоги известных торговых марок. В ассортименте шоколад с концентратом натуральных соков, нугой, разными начинками, цельными и дроблеными орехами, бисквитными шариками, печеньем, воздушным рисом, а также белый, пористый, мраморный шоколад — темный с белым, 200-граммовый с твердыми начинками, шоколад квадратной формы, детский в стиках с молочной и клубничной начинкой типа Kinder.
![](/upload/iblock/1d5/1d5acd76b90713b53f51f0ac310ec43a.jpg)
В частности, на «Коммунарке» запуск новой линии по производству шоколада позволил в два раза увеличить выпуск плиточного. В этом году фабрика выпустила шоколад с нугой с новыми вкусами — с абрикосами и сливой, а также увеличила объем десертного горького шоколада с фундуком и арахисом и конфет с черносливом и курагой. На «Красном Мозырянине» установили линии по изготовлению зефира и пастилы. Новое оборудование на «Слодычы» позволило выпускать сахарное и сдобное печенье. Кроме того, освоен выпуск карамели леденцовой с маслами трав. А приобретение линии по производству шоколадных полуфабрикатов позволило «Спартаку» обновить оборудование для изготовления шоколадной массы. Также расширена линейка конфет из нуги с какао, арахисом, с апельсиновыми цукатами, добавится новый вид конфет с арахисом и клюквой. «Красный пищевик» благодаря современному оснащению выпускает зефир ускоренным способом и производит мармелад на своей площадке в Славгороде. На «Коммунарке» и «Спартаке» установлены линии для полного цикла переработки какао-бобов — здесь производят тертое какао, какао-масло, какао-порошок.
С заделом на экспорт
К слову, предприятия концерна «Белгоспищепром» планируют нарастить объем экспорта импортозамещающей продукции. Сейчас удельный вес ее поставок составляет 30 процентов. И потенциал высокий. Спрос на белорусскую продукцию уже превышает предложение. Поэтому основная задача — насытить внутренний рынок. Но и про зарубежных потребителей не забывают. В частности, белорусские производители планируют наращивать поставки кондитерских изделий в Китай, сообщил председатель концерна «Белгоспищепром» Олег Жидков:— В нынешнем году планируем увеличить поставки продукции в Китай по шоколаду и шоколадным конфетам. Кондитерские предприятия — одни из драйверов экспорта в Китай, они формируют около 80 процентов от всего объема поставок концерна на этот рынок. В перспективе будем работать с масложировой продукцией. Также заходим с ликеро-водочной продукцией, адаптированной к местным требованиям.
![](/upload/iblock/34f/34f076e25d5ed6ab7b4a5fb25c363b73.jpg)
Подарок под елку
Новинки импортозамещения кондитерки вскоре распробуют и маленькие белорусы. Предприятия концерна «Белгоспищепром» начали производство новогодних подарков к 2023 году. Всего к праздничному сезону планируется выпустить около 70 наименований сладких наборов весом от 300 граммов до 3 килограммов. В первую очередь новогодними подарками будет полностью обеспечен внутренний рынок, на который планируется поставить около 2 миллионов баулов, рассказал председатель концерна.— Готовиться к Новому году кондитерские предприятия начинают уже с марта, потому что нужно сформировать программу, заказать необходимые объемы вспомогательного материала, в том числе упаковочного, подготовить ассортимент. В сентябре мы уже начали фасовать новогодние подарки, чтобы вовремя удовлетворить спрос. В планах сформировать около 2,5 миллиона подарков, что на 30 процентов выше уровня прошлого года. Такое решение принято исходя из динамики спроса на рынке и заявок торговли. Кроме того, мы всегда оставляем определенный резерв, чтобы можно было увеличить поставки при резком росте потребностей.
![](/upload/iblock/028/0286202a385fc1f0e83c64b89188fcb6.jpg)
Мы поставили задачу перед нашими предприятиями максимально сохранить цену на уровне прошлого года. Однако определенный процент подорожания все же будет с учетом того, что сегодня дорожают сырье, комплектующие, вспомогательные материалы, упаковка.
Отечественные предприятия к новогодним праздникам предложат как уже известные бренды шоколада, конфет, ириса, карамели и печенья, так и новые виды кондитерских изделий. Стоимость подарков составит от 5,35 до 55,49 рубля. Кстати, помимо готовых наборов, в фирменных магазинах предприятий концерна доступна услуга по формированию индивидуальных новогодних подарков в стилизованную упаковку.
Место на полке
Понятно, что просто произвести продукцию — мало. Надо ее грамотно преподнести покупателю и продать. На помощь приходит торговля. После презентации новинок кондитерской отрасли производители обсудили все актуальные вопросы на тематической бизнес-встрече с участием руководства МАРТ. Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов уверен: в условиях внешнего давления нужно особенно активно продвигать отечественные товары:![](/upload/iblock/342/3428254f9d0ed7c03e1dae4c4eb9fe07.jpg)
— У нас основная задача — увеличивать объемы реализации на внутреннем рынке именно белорусской продукции. В Доктрине национальной продовольственной безопасности записано, что мы к 2030 году должны приблизиться к цифре 85 процентов белорусской продукции в нашем товарообороте. Для этого вместе с Минсельхозпродом и «Белгоспищепромом» делаем все.
Глава МАРТ отметил, что конкуренция с импортными производителями должна стимулировать отечественных производителей на еще более высокие результаты.
— Мы постоянно работаем над тем, чтобы продвигать отечественный товар. В такой непростой геополитической обстановке, когда действуют санкции, нам нужно рассчитывать только на себя и на своих партнеров из дружественных стран. Мы уже дважды организовали Trade Dialog, планируем в следующем году еще один уже по непродовольственной группе товаров. Другие ведомства и концерны также организуют локальные встречи с бизнесом, торговлей, презентуя свои новинки, продвигая товары на полки магазинов. Мы все думаем над тем, как нарастить долю белорусской продукции, повысить лояльность покупателей к отечественному ассортименту, а для этого товары должны быть качественными, хорошо упакованными и приемлемыми по цене, — резюмировал Алексей Богданов.
sichevich@sb.by