ММКФ «Лістапад». Дневники фестиваля

Скромное обаяние «Лістапада»

Жюри основного конкурса игрового кино во главе с Дмитрием Астраханом предстоит сделать непростой выбор

Двадцать восьмой «Лістапад» продолжает набирать обороты. Первые рабочие дни и первый фестивальный уик-энд Минского международного кинофестиваля были заполнены событиями светскими: приезд звезд (в основном российских), съемки и телеинтервью. Параллельно в режиме нон-стоп трудились члены жюри. Конкурсная программа, которая началась с фильмов глобального замаха, быстро изменила свой профиль, обратившись к семейным и даже личным историям. Сегодня зрителям покажут еще две крепкие картины социальной направленности. В 14:00 в кинотеатре «Центральный» можно будет оценить дебютный фильм режиссера из Казахстана Даурена Камшибаева под названием «Зере», а в 16:30 там же начнется «Шамбала» Артыкпая Суюндукова.


Вертится быстрей земля

Несмотря на богатую хорошими фильмами программу, все внимание журналистов в первые дни было сосредоточено на почетной гостье «Лістапада» Наталье Варлей. В этом году артистка отпраздновала 75‑летие, но для зрителей нескольких поколений она все та же студентка, спортсменка, комсомолка и просто красавица Нина из знаменитой комедии Леонида Гайдая. Хотя поющая о медведях Нина — далеко не главный экранный образ Варлей. Была еще культовая панночка в «Вие», но кавказская пленница, говорит Наталья Владимировна, это уже навсегда. Роль, которая, с одной стороны, сделала звездой никому не известную эквилибристку, а с другой — загнала ее в рамки, вырваться из которых Варлей пытается всю жизнь. Более того, все творческие (а в чем-то и личные) неудачи актрисы были связаны с тем, что от нее ждали исключительно искрометную гайдаевскую Нину. На открытии фестиваля Наталья Владимировна честно призналась:

— Я снялась более чем в 60 картинах, однако зрители все равно ассоциируют меня с кавказской пленницей. Сначала было обидно, я долго переживала, когда меня просили: «А спой про медведей!» Потом просто отпустила… Сегодня кино такого уровня, где симпатизируешь даже отрицательным персонажам, практически не снимают. Безусловно, все кинофестивали нужны и важны, но хорошо бы на них показывали те фильмы, которые действительно требуются людям: добрые и светлые. И которые бы отражали ценности, ставшие слоганом нынешнего «Лістапада». Для меня истинные ценности — это любовь, семья, мир.


К слову, не только минчанам Наталья Варлей подарила радость общения. Артистка также провела творческий вечер в культурной столице Беларуси — Орше.

Дружить фильмами

Укрепилось и закрепилось на «Лістападзе-2022» и ключевое для фестиваля понятие добрососедства. От показа золотых коллекций национальных киностудий постсоветских республик до полноценных Дней кино: в этом сезоне организаторы вновь сделали ставку на дружбу и взаимообогащение культур. Так, скажем, сферу художественного влияния расширил кинематограф Китая. В День китайского кино гостям показали сразу три фильма. Один из них — социальная драма «Сестра» режиссера Жосинь Инь — участвует в основном конкурсе игрового кино. Две другие ленты внеконкурсные: мелодрама «Иволги, поющие в ивах», основанная на сюжете романа Ван Сюйфэн «Любовь у Западного озера», и «Смотритель острова» режиссера Чэнь Ли.

Перед началом показа зрителей поприветствовал первый заместитель министра культуры Беларуси Валерий Громада. Он напомнил, что в этом году исполнилось 30 лет дипломатическим отношениям Китайской Народной Республики и Республики Беларусь.

— Мы активно сотрудничаем как в политической, так и в экономической сферах. Во многом это сотрудничество развивается благодаря личному взаимодействию глав государств — товарища Си Цзиньпина и Александра Григорьевича ­Лукашенко. Традиционно на кинофестивале «Лістапад» представлены китайские картины, которые отражают характерные для наших стран ценности. А эти ценности у нас общие, — добавил Валерий Иванович.


На церемонии открытия Дня китайского кино прозвучала и весьма любопытная цифра: оказывается, в год в стране снимают более 500 (!) фильмов. «Ну что же, нам есть к чему стремиться», — то ли в шутку, то ли всерьез ответили на это белорусские кинематографисты.

Член жюри основного конкурса игрового кино Ван Сяомэн (которая также является представителем «Беларусьфильма» в Китае) обратила внимание, что все представленные на «Лістападзе-2022» китайские картины были участниками либо победителями престижной кинопремии «Золотой петух». К слову, показанный вне конкурса «Смотритель острова» в 2021‑м был отмечен наградой как лучший художественный фильм года.

— Все эти ленты показывают многообразие и разнообразие кинематографа Китая, отражают нашу культуру и традиции, — считает Ван Сяомэн. — И в то же время они затрагивают близкие и понятные для всех нас темы: семья, дружба, любовь.

Ее коллега по судейскому креслу известный белорусский кинокритик Людмила Саенкова в свою очередь подтверждает:
— Белорусская культура всегда была открыта для восприятия других культур — и китайская в этом смысле, конечно, не исключение. В последние годы Китай нам стал особенно близок. Хотя этой традиции — уделять на «Лістападзе» особое внимание кинематографу Китая — уже много лет. Это очень активно развивающееся кино, которое при этом имеет богатые традиции. Кроме того, кинематограф Китая все активнее завоевывает позиции на мировых фестивалях, и не считаться с этой мощной киноиндустрией сегодня просто невозможно.


О сотрудничестве и культурной дипломатии говорили и участники организованного «Беларусьфильмом» круглого стола. Как работать кинодеятелям Союзного государства в условиях санкций и есть ли возможность выработать приемлемые для всех сторон формы сотрудничества? Копродукция, подчеркивает генеральный директор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский, это одно из важнейших направлений работы Национальной киностудии сегодня. Причем, отметил он, в центре внимания не только Россия, но и Азиатский регион:

— Мы давно обратили внимание на динамично развивающийся рынок стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии, где наше кино знают, ценят и любят еще с советских времен. Есть идеи, люди, ресурсы. И сейчас во время «Лістапада» ко мне подходят с предложениями, поэтому не исключаю, что список наших партнеров скоро расширится и появятся совершенно неожиданные проекты.

КСТАТИ

Сегодня в 18:00 в кинотеатре «Пионер» пройдет творческий вечер режиссера Вячеслава Никифорова, обладателя специального приза ­Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Вячеслав Александрович лично представит зрителям одну из своих лучших работ — драму «Зимородок» 1972 года с народным артистом СССР Владимиром Самойловым в главной роли. Самойлов, к слову, снялся в девяти картинах Никифорова.













leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter