Найдут ли общий язык пешеходы и велосипедисты?

Скрип колеса

Скрип колеса, визг тормозов, крик ребенка, больше напоминающий писк испуганного лесного зверька, попавшего в капкан. Девчонка лет пяти отчаянно пытается выбраться из–под велосипеда, пока его владелец с досадой потирает ушибленное плечо. За три минуты до столкновения по велодорожке вдоль береговой линии Цнянского водохранилища медленно, с короткими остановками прогуливалась компания отдыхающих. Детишки порхали вокруг взрослых, играли то в салочки, то в чехарду, бегали взад–вперед и ложились прямо на покрытие — гладенькое, комфортное. Оно вообще идеально для игр, пеших прогулок, заездов на самокатах. А как мчит по нему коляска с младенцем внутри! Быстро, с ветерком, словно сани по бобслейной трассе!


Тишина приозерного пляжа нарушилась громкими криками и нецензурной бранью. Передо мной за пару секунд сменилось сразу несколько сцен. Тучная дамочка лет пятидесяти ударила велосипедиста кулаком в грудь, потом замахнулся он. В конце дрались уже трое, а в дело вмешались сторонние наблюдатели — рефери, получившие шанс высказаться. «Нелюди, что ж вы творите!» — кричал ошарашенный старик. «Вы за детьми смотрите, это же велодорожка!» — слышалось поодаль. «А если бы ваш ребенок под колеса угодил, промолчали бы?» — включилась в спор молодая женщина, ведущая по этой же велодорожке за руку мальчишку лет трех. Я не издала ни звука. В голове вертелось: какая дикость...

Недавно коллега «похвасталась» кровоподтеками и огромным синяком на локте. Упала с велика. Как? Девчонка на розовом самокате выскочила прямо под колеса. Помимо ссадин, синяков и испорченного настроения, в тот день моя коллега получила выговор от мамаши: мол, смотрите, куда едете, здесь вообще–то парк! А здесь велодорожка, дамочка! И детям на самокатах на ней не место! Горожане обсуждают еще один вопиющий случай: велосипедист ударил пешехода битой за то, что тот шел по выделенной под велодорожку части тротуара. Стукнул по голове и как ни в чем не бывало скрылся среди многоэтажек. Пострадавшего увезли на «скорой» с черепно–мозговой травмой. А человека, учинившего расправу прямо посреди оживленной улицы, искали всем миром, нашли и скоро будут судить. Но тут дело даже не в наказании: холодок по коже от одной мысли, что на тебя могут наброситься средь бела дня лишь за то, что ты по случайности не уступил дорогу... Откуда столько ненависти?

Я не езжу на велосипеде. Но замечаю, как много людей сегодня передвигаются по городу на этом двухколесном транспорте. На велодорожках поток, кажется, еще более интенсивный, чем на крупных автомагистралях, — за час в вечернее время летом на минской велодорожке вдоль Свислочи проезжают около 400 велосипедистов, а по проспекту Независимости — около 200. Это не может не радовать. Правда, создается впечатление, что нам, пешеходам, и им, велосипедистам, в одной плоскости уже тесновато. Но это вовсе не означает, что, столкнувшись, мы должны немедля доставать из–за спины припасенный для этого случая снаряд — биту, дубинку, булаву — и что есть мочи колотить тяжелым предметом обидчика. Мы живем в, хотелось бы верить, цивилизованном обществе. И здесь правят бал свои законы, которые разительно отличаются от тюремных нравов, принципов животной стаи или бандитской группировки. Нормальные люди решают проблемы за столом переговоров, а не машут кулаками. Но какие вопросы выносить на повестку дня?

Участники дорожного движения рассуждают так: неплохо было бы юридически определить ответственность пешеходов за движение по велодорожкам и велосипедистов по тротуарам, часть которых специально отведена для них, но по каким–то причинам не используется по назначению. Нужно продолжать работать над созданием качественных велодорожек, понимая, что не на всех тротуарах они приживутся. Например, на очень узких особо не разгуляешься. Давно витает в воздухе идея пустить велосипеды на проезжую часть: такой опыт есть во многих европейских странах, но подходит ли он для нас? Понятное дело, по дороге можно мчать с комфортом, без помех: «горник» или «кроссбайк» способен развить скорость до 40 километров в час. Но где гарантия, что велосипедисты, обгоняя друг друга по узкой полосе, выделенной для них на проезжей части, не выскочат под колеса автомобиля? Об этих вопросах безопасности нужно серьезно подумать. Этим сейчас и занимаются сотрудники Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте вместе с Госавтоинспекцией города. Есть вероятность, что в Минске появится экспериментальная полоса для движения велосипедистов по проезжей части. Может быть, подобные дорожки уведут их от конфликтов с пешеходами.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 129 (25011). Четверг, 7 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter