Сколько весит багаж знаний

Компьютеризация школы — поветрие модное...

Компьютеризация школы — поветрие модное. Фраза «Один ученик — один компьютер» уже несколько месяцев не сходит с газетных страниц и звучит с телеэкранов. Об этом жарко спорят родители, учителя и медики. И вот эксперимент наконец начался. 1 сентября нетбуки раздали младшим школьникам в четырех школах и гимназиях — в Минске, Новополоцке и Щучинском районе. Подоспела и вторая новость в тему: буквально на днях электронные планшеты получат лицеисты БГУ. Корреспонденты «СБ» посмотрели на новую образовательную программу в действии, взвесили «за» и «против».


Найдется все


...Эксперимент проходит сразу в двух классах новополоцкой гимназии № 1. Компьютерную грамоту осваивают ученики 2–го и 4–го классов. Но говорить о том, что лэптопы вскоре избавят школьников от тяжелых рюкзаков, пожалуй, преждевременно. Тем более пока что в полную силу проект не заработал — не все технические проблемы решены. Как бы то ни было, малыши уже учатся составлять презентации и находить в интернете необходимую информацию.


Оксана Боровкова, классный руководитель 4 «А», знакомит меня со своими воспитанниками. Но на партах улыбчивых мальчишек и девчонок я вижу не современные гаджеты, а старые добрые тетради и учебники. Дело в том, что детям такого возраста медики рекомендуют проводить за компьютером не более 15 минут в день. Выходит, в неделю четвероклашки смотрят на экран школьных нетбуков всего около часа. Но эти нормативы, утверждают учителя, принимались давным–давно. Современные же мониторы не так опасны для зрения. Если проект себя оправдает, то встанет вопрос и о пересмотре сегодняшних ограничений.


У Оксаны Николаевны уже сложилось впечатление от стартовавшего несколько недель назад эксперимента:


— В нашей школе не первый год работает факультатив «Развивающая информатика» для учеников младших классов. И практически все дети с удовольствием его посещают. Поэтому нельзя сказать, что использование нетбуков на уроках перевернуло весь процесс обучения. Родители прекрасно понимают, что умение работать на компьютере — жизненная необходимость. Уже нет такой профессии, в которой подобные навыки не пригодятся.


Прошу отозваться четвероклашек, у кого дома есть компьютер. Руки поднимает почти весь класс. Большинство ребят уже зарегистрированы и в социальных сетях. Но задача учителей, отмечает классный руководитель, — показать школьникам, что интернет — это не только место, где можно найти развлечения на любой вкус или пообщаться с друзьями. Всемирная сеть — кладезь полезной информации. К тому же любой школьный предмет с помощью компьютера можно сделать куда более интересным. Яркий пример — история или география. Можно не только рассказать, но и провести для ребят виртуальную экскурсию по пирамидам в Гизе, посмотреть научно–документальный фильм о том, как Христофор Колумб открывал Америку. А черчение и рисование? Бумагу, карандаши и краски не обязательно носить с собой — нужно лишь освоить специальную программу.


Обратная сторона монитора


Все это, конечно, хорошо. Но каждый плюс имеет и свой противовес. Сможет ли ребенок, неплохо рисующий в фотошопе, так же передать цвета и линии на бумаге? Или у нас растет поколение будущих художников, отказавшихся от холста в пользу монитора? Да и зачем тогда вообще нужен преподаватель, если на все вопросы способен ответить всезнающий Гугл?


Первый заместитель министра образования Александр Жук говорит, что электронные новинки удобны для учащихся: не придется таскать за плечами килограммы учебников, можно в любой момент открыть файл и освежить свои знания по любому предмету за любой класс. Еще один довод — экономическая выгода. Электронные версии учебников позволяют их оперативно обновлять, значит, в масштабах страны отпадет необходимость ежегодно тратить более 20 миллиардов рублей на переиздание школьной литературы. Но целесообразно ли полностью заменять ее убористым текстом на мониторе?


Да, задания на школьных олимпиадах по информатике с каждым годом становятся сложнее. Да, компьютерная образованность детей растет. Но вместе с тем должен быть и контроль за этим процессом со стороны как педагогов, так и родителей. Возможно, санитарно–гигиенические требования, согласно которым малыши могут заниматься за компьютером всего 7 — 10 минут в день, школьники старших классов — по полчаса на двух уроках, а студенты — максимум три часа, и устарели. Но, во–первых, их пока никто не отменял (письмо по этому поводу только недавно пришло в Минздрав из Министерства образования, и медики его рассматривают). А во–вторых, не секрет: многие сегодняшние школьники, придя домой после уроков, уже не бегут, как когда–то их родители, на улицу играть, а прилипают к монитору компьютера. И не на 10 — 15 минут, и даже не на час. Кто учитывает это время?


Глаз за глаз


По данным заведующей отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Аллы Малаховой, за последние 10 лет у маленьких белорусов сильнее всего обозначились две проблемы: острота зрения и осанка. Разгрузим школьные ранцы — хорошо. Меньше нагрузка на позвоночник. А глаза? Буквы, конечно, регулируются по размеру, шрифту, но медиков интересуют и плотность заполнения строки, и контрастность фона и букв, и яркость, и освещенность экрана... Да и польза для осанки от сидения за небольшим экраном нетбука, согнувшись в три погибели, сомнительная.


Как сомнителен и вред от ношения рюкзака. Если он правильно подобран и в нем нет ничего, кроме книг (в отделении гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья подсчитали: 60 процентов учеников носят с собой много лишнего, особенно в начальной школе). А вот масса каждого учебника в зависимости от возраста школьника как раз четко регулируется санитарными правилами. В частности, для 1 — 4–го классов она не должна превышать 300 граммов, 4 — 6–го классов — 400, 7 — 9–го — 500 и 10 — 11–го — 600 граммов. Родители и учителя должны контролировать, что дети носят в школу, уверена Алла Малахова. Тогда и «перегрузок» не будет.


Спросите, а куда деть спортивную форму, сменную обувь, альбомы для рисования и прочие школьные атрибуты? А для этого должно соблюдаться еще одно требование существующих санитарных правил: создание в учебных заведениях условий для хранения вещей учащихся не только младших классов. Ячейки или шкафчики, в которых бы дети могли оставить лишний груз, сейчас как раз устанавливают в некоторых школах. Так стоит ли спешить облегчить портфели с помощью нетбуков, когда для этого есть гораздо более дешевые и быстрые решения? В общем, вопросов много. Уже то, что они возникают и в таком количестве, должно заставить лишний раз задуматься, прежде чем рапортовать и «распространять передовой опыт». Здесь уж точно лучше сто раз отмерить. В таком тонком и ответственном деле спешка неуместна. Вот слова Президента на недавнем совещании педагогического актива: «Это не должен быть эксперимент с заранее запрограммированным результатом. Это не должно быть подстраивание под моду... Если уж мы идем на это, то это должно быть честно, открыто, и это должно быть лучшее по качеству».


Так что — давайте думать!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter