Век вещей стал короче

Сколько нужно для счастья?

Вы заметили, век вещей стал короче?..

Вы заметили, век вещей стал короче? Есть люди, которые с ностальгией вспоминают, сколько лет работали у них холодильники "Саратов", есть счастливцы, у которых до сих пор где-нибудь в дальнем уголке дачи прячется работающий, аки зверь, холодильник ЗИЛ (кстати, его казавшийся еще совсем недавно допотопным дизайн снова в тренде - теперь называется "винтаж" и продается задорого). Наши родители, бывало, годами стояли в очереди за предметами длительного пользования, а потом эти самые предметы радовали их десятилетиями. Мама рассказывала, как они с папой купили свою первую общую вещь в дом - стиральную машину (меня тогда и в планах не было). Может быть, кто-то такие помнит - круглая, со специальным прессом, который крепился к крышке и через который нужно было пропускать белье, это был отжим. Мама рассказывала, какое это было счастье, как они обошли с этой машиной все углы в небольшой комнате, чтобы найти достойное место этой красавице. Как накрывали ее скатертью и ставили сверху вазочку с цветами. Обладание приносило счастье (кстати, эту стиральную машину и я прекрасно помню - она служила нам верой и правдой половину моих школьных лет). Когда-то счастье было предсказуемым: купил стиральную машину - счастье, приобрел пылесос - счастье, отоварил талон на холодильник - огромное счастье. Запредельным было счастье от обладания автомобилем.

С тех пор многое изменилось. Замечательно, что за покупками предметов длительного пользования теперь не нужно стоять в очереди годами. Жаль, но предметы так долго уже не живут. Последнее время частые поломки бытовой техники, о которых я постоянно слышу от друзей и знакомых, стала списывать на заговор производителей этой самой техники. Разве им выгодно, чтобы холодильники, стиральные машины и электрочайники работали у нас годами? Конечно, нет. Им выгоднее, чтобы мы покупали чаще. А потому все ломается чаще и со всех сторон атакует реклама нового - техники, одежды, обуви, всего-всего. Нам обещают, что если мы купим вот эту вещь, то сразу станем счастливыми. Или модными. Или уважаемыми. Или сексуальными. А чаще - всем сразу, и к нам потянутся люди. Хочется, конечно, быть модным, уважаемым, сексуальным - счастливым. Так что, обладание и есть счастье? Или, если пойти дальше, мы сами - это сумма того, что имеем? И если у меня нет того, что сегодня считается модным, актуальным и сексуальным, я и человек пропащий? И никто со мной дружить не будет?


Нам все время навязывают системы ценностей. Реклама кричит: "Купи! Имей! Будь счастлив!" Но я (и, уверена, вы тоже) много раз замечала: радость от нового обладания длится недолго. Потом мы нуждаемся в очередном новом и подсаживаемся на шоппинг, как на иглу. Именно об этом мечтают рекламщики и производители - о виде "человек потребляющий". А я помню счастье от первого напечатанного в газете материала...


Больше десяти лет назад по инициативе компании Adbusters Media Foundation ("СМИ против рекламы") родился "День без покупок", в Европе его отмечают в последнюю субботу ноября, а в США - на следующий день после Дня благодарения, в который традиционно стартует сезон рождественских распродаж. Воздержаться в такой день от покупок, конечно, сложно. Особенно когда всё вокруг именно к ним и призывает.


Когда организаторы "Дня" в лучших традициях общества потребления решили прорекламировать свою акцию по американскому телевидению, ни один канал на это не решился. Показать по телевидению, которое кормится рекламой разных товаров, ролик, призывающий ничего не покупать? Как вы себе это представляете? На канале CBS честно признались: "Этот ролик входит в противоречие с нынешней экономической политикой Соединенных Штатов". Хочешь поддержать отечественную экономику? Покупай! Шоппинг - это патриотично.


Сегодня разделительная линия между людьми и странами очень часто проходит именно по обладанию: кого-то делает счастливым чистая вода и плошка риса, а кто-то покупает "навороченную" машину и не ощущает радости. Как говаривал мой приятель американский фотограф кубинского происхождения Луис Кастанеда: "Самые лучшие вещи на земле не стоят денег". Лично я в это верю, потому что точно знаю, что радость от материального обладания (какой бы сильной она ни была в конкретный момент) быстро проходит, а счастье от общения, от познания нового (и себя) длится и длится. Как написал в своей знаменитой (я регулярно ее перечитываю) книге "Иметь или быть?" Эрих Фромм: "Чем меньше я имею, тем больше я способен любить".


Обойдемся без покупок? Хотя бы день? Лучше пообщаемся дополнительный час с друзьями.


www.pleska.info


Советская Белоруссия №220 (24357). Пятница, 22 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter