Склад ума

Примеров неэффективного менеджмента у нас хватает. Но они не перестают удивлять...

Примеров неэффективного менеджмента у нас хватает. Но они не перестают удивлять. Вот свежий — со вчерашней коллегии Комитета государственного контроля. Оптовая база РУТП «Белимпортторг» занимает в Бресте 12 гектаров земли. Расположение базы — вблизи белорусско–польской границы и автомагистрали Берлин — Москва — выгоднее не придумаешь. Общая площадь складских помещений превышает 50 тысяч квадратных метров. А теперь, внимание, результаты работы за прошлый год. Оптовая база продала 400 холодильников, 88 газовых плит и один вагон сахара. Всего на 642 млн. рублей... Если бы не выручка от сдачи в аренду огромных площадей, впору было бы объявлять о банкротстве.


Еще один пример. Минское торгово–закупочное оптово–розничное КУП «Партизанское». В прошлом году от основной деятельности предприятие получило 7,8 млрд. рублей убытков. И только сдача в аренду площадей (прибыль в 7,4 млрд.) не позволила уйти в крутое пике.


К сожалению, это типичные для государственного оптового звена иллюстрации. «Государственный опт с распадом СССР полностью законсервировался и в отсутствие товарного дефицита не нашел себе применения», — эти слова Владимира Каленика, начальника главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК звучат как неутешительный диагноз. А ведь в свое время государственные оптовые предприятия получили на баланс складские площади и транспорт. Бесплатно! Но большинство баз дохозяйствовались до того, что сегодня нет денег не то что на модернизацию советского наследия, но даже на элементарный ремонт протекающих кровель. И только сдача в аренду складов и «остатки распределительной системы» (договоры Минторга с концернами и предприятиями на отгрузку продукции) позволяют госопту хоть как–то выживать.


В то же время частный бизнес, по образному выражению Председателя КГК Зенона Ломатя, «не имевший на старте ни кола ни двора», успешно развивается. Начиная с единичных сделок, маленькие фирмы через два–три года становятся крупными игроками рынка. Доля частников в оптовом товарообороте, по данным КГК, превышает 90 процентов.


«Частный бизнес активно занялся оптовой торговлей, — анализирует Владимир Каленик. — Но, к сожалению, он не вкладывает значительных денег в развитие оптовых баз, да и занимается в основном импортом».


...Критика справедливая. И озабоченность по поводу импорта, на оплату которого уходит дефицитная валюта, понятна. Но можно посмотреть на ситуацию и со стороны потребителя. Частный бизнес, несмотря на присущие ему недостатки, денег из бюджета не просит. Работает энергично, понимая, что помощь со стороны не придет. А что до импорта, то честно заработанные деньги хочется потратить на то, что лучше и дешевле. Каждый из нас, придя в магазин, ищет товар не по принципу частный — государственный, свой — импортный, а руководствуется простым соотношением: цена — качество. Разве не так?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter