Схема расчета

О торговле бытовой техникой отечественного производителя

Времена, когда холодильник, телевизор или автоматическую стиральную машину можно было купить только по записи либо по великому блату, давно канули в Лету. Сегодня квартала не пройдешь, чтобы не наткнуться на частный магазин или павильончик, торгующий сложнобытовой техникой. Только вот, как это ни парадоксально, «стиралку» «Атлант», DVD–проигрыватель «Витязь» или микроволновку «Горизонт» там увидишь вряд ли. Все больше Indesit, LG, Samsung и т.д. и т.п. Нерадостная картина для отечественного производителя? Безусловно. Но таковы реалии.


Сотрудники госконтроля Могилевской области на днях провели мониторинг частных торговых точек и с сожалением были вынуждены констатировать: техника белорусского производства там не представлена вообще. Ну или в крайнем случае на витринах имеются единичные экземпляры — просто, как говорят сами предприниматели, «чтобы были». В таком положении дел, на первый взгляд, нужно обвинить коммерсантов: мол, нехорошие они, не хотят продвигать отечественные брэнды. Но в том–то все и дело, что хотят. Но... не могут — по причинам, на которые сами повлиять не могут.


Андрей, хозяин небольшого магазина бытовой техники, в беседе со мной не стал делать секрета из деталей своего бизнеса. Все, по его словам, предельно просто. У коммерсанта есть постоянный поставщик, предлагающий продукцию известных (небелорусских!) марок. Причем, несмотря на кризис, работает с клиентами на более чем приемлемых условиях. Товар к торговой точке подвезет: именно тот, который заказан, в необходимом — хоть одну штуку, хоть сотню — количестве. Да еще отсрочку платежа (минимум на 40 дней) предоставит. Чем плохо? Не надо ломать голову, где купить холодильник, телевизор, кухонный комбайн или стиральную машину конкретной модели, да еще нанимать машину, чтобы все это к себе доставить. Достаточно набрать номер телефона партнера и четко сформулировать свои требования. А вот с белорусскими производителями по такой схеме работать не получается.


Оптовиков, занимающихся белорусской техникой и одновременно предоставляющих различные льготы своим клиентам, в Могилеве попросту нет. Вот и решил Андрей купить продукцию одного отечественного производителя напрямую — без всяких посредников. Сегодня предприниматель вспоминает об этой попытке не без иронии: нельзя быть таким наивным. Когда ехал на завод, думал, его там как дорогого гостя встретят — как же, покупатель явился. Но в отделе сбыта, узнав, что потенциальному партнеру нужно всего–то считанное количество единиц товара, лишь презрительно усмехнулись. Продать, правда, не отказались. Но... по предоплате. Не дав при этом стопроцентной гарантии, что на следующий после перечисления денег день можно будет забрать продукцию. Почесал коммерсант затылок да плюнул на свою затею, решив торговать чем угодно, только не белорусским. Так проще, спокойнее. И, что самое главное, надежнее для бизнеса.


В принципе, есть в Могилеве база, где предприниматели могут приобрести сложнобытовую технику белорусского производства. Но они туда не спешат. Посредник к заводской цене накручивает 20–процентную надбавку. Уже дорого получается. Плюс (надо ведь и самому заработать) коммерсант должен и свой процент накинуть. В результате стоимость единицы товара получится такой, что покупатель в его сторону даже смотреть не захочет. Так зачем, спрашивается, вкладывать деньги в то, что из–за дороговизны заведомо не продастся?


Хотя все могло бы быть иначе, появись в областных центрах региональные склады бытовой техники, где продукция отпускалась бы по заводским ценам. Многие коммерсанты, уверен, закупали бы товар именно там. И тогда не надо было бы удивляться, почему рядовые покупатели частенько игнорируют обращение «купляць беларускае». Увидев, что стоимость отечественной продукции стала приемлемой во всех без исключения торговых точках, потребители попросту проголосовали бы за нее рублем — без всяких призывов...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter