Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия

Маленьких детей, которые знакомятся с окружающим их миром и познают каждый день что-то новое, зачастую одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребенку?



Говорят, что психология – сложная наука, и это если речь идет о взрослом человеке, а что же говорить о детях?  Даже самые опытные психологи признаются в том, что им порой сложно и страшно неверным движением задеть струны детской души, для этого они подбирают всевозможные методы, пути и дорожки к сердцу ребенка. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребенка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов – это сказкотерапия – метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. Сказкотерапия – это те же самые сказки, только они ориентированы на какую­либо проблему.  Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, учили детей жизни. 

Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Правильный выбор решения в сказке, несомненно, поможет малышу перенести положительный опыт и в реальную ситуацию, воплощая в жизнь отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, чувство справедливости и многие другие качества. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень во многом помочь своему ребенку. 

Методы работы с ребенком

1. Наверняка у вашего малыша есть любимая сказка, которую он просит почитать ему каждый вечер! Подумайте хорошенько. Через эту сказку вы поймете, какие именно вопросы волнуют вашего ребенка.

Попытайтесь понять, что привлекает его в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбрал именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. 

2. Сочинение сказок – основа сказкотерапии. Попробуйте сами вместе с малышом сочинить сказку. Через эти истории можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми. Например, узнать об отношении ученика к переводу в другую школу, о его дружбе (или недружбе) с окружающими его ребятами, отношение к разводу родителей.

3. Через сочиненную ребенком сказку постарайтесь понять его эмоциональную проблему (страх, одиночество, неуверенность, проявление грубости и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен, и сочините свою историю, где герои, их приключения, подвиги будут помогать ребенку решать его насущную проблему. Ваш малыш сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Татьяна Пронина. 

Желание учиться передается по... наследству


Психологи из колледжа Голдсмитс и университета Огайо изучили более 13.000 детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет из Великобритании, Канады, Японии, Германии, России и США. 

Специалисты были очень удивлены результатами. Они полагали, что социальные факторы, например учителя и родительское воспитание, влияют на желание учиться гораздо сильнее. Так что, когда родители пытаются винить педагога в отсутствии мотивации или самого ребенка, они могут быть глубоко не правы. Но при этом ученые делают поправку. Все­таки взаимодействие детей с окружающей средой тоже играет важную роль. Если поощрять обучение и мотивацию людей, продуктивность их работы сильно повысится. Мнение, что все заложено в генах, усложняет обучение.

Цифра

Исследователи обнаружили, что примерно на 40 – 50% мотивация к обучению зависит от генетики.

Книги против компьютера 


Печальная статистика говорит о том, что дети все реже читают и постоянно зависают за компьютерными играми и просмотром телевизора. Неужели «Три мушкетера», «Вокруг света за 80 дней» и «Пеппи Длинныйчулок» канули в прошлое? Дети все чаще называют чтение «скучным занятием» и охотно заменяют его не столь развивающим времяпрепровождением. Как с этим быть?

Выбираем правильные книги

Вероятно, вы читали чеховскую «Каштанку» уже в восьмилетнем возрасте и осилили рассказы Толстого уже в третьем классе. Но современный ребенок вряд ли самостоятельно возьмется за классику. Можно долго сердиться и просить малыша прочесть бессмертное, но факт остается фактом: некоторые книги кажутся нашим детям недостаточно актуальными. Мораль прошлых лет, нравы старины, описанные в классических сказках, вероятно, не так затягивают, как приключения Гарри Поттера, который живет в XXI веке и справляется с проблемами, знакомыми его маленьким читателям. 

Хороший пример

Дети часто видят в чтении обязаловку, потому что сами родители не читают. Если мама предпочитает сериал доброй книге, а папа листает газету вместо томика Пушкина, малыш воспринимает рекомендации по чтению как трудную работу, которую просто надо выполнить. Из такого ребенка вырастает взрослый, который не слишком любит печатную букву. Часто под этим лежат иллюзии, что, прочитав книгу, ребенок выберет путь интеллектуального развития. Но все дети разные: некоторые могут часами пропадать в вымышленном писателями мире, а другие предпочитают игры во дворе. 

Так или иначе, чтобы ребенок полюбил литературу, его надо к этому грамотно подвести: рассказывать о прочтенных книгах, описывать интригующие детали из хорошего романа и конечно же читать. Малыш подтянется. 

Все индивидуально

Сегодня специалисты все чаще говорят о том, что наше мышление меняется. С появлением новых информационных носителей, например  сети интернет, мы вырабатываем в себе новые качества. Так, подростки, родившиеся в конце девяностых и в нулевых, легче усваивают информацию, поданную маленькими порциями с большим объемом картинок – как это принято в сети. И не потому, что они глупые, а потому, что они всего лишь другие. Надо добавить, что грамотное и адекватное использование интернета имеет много плюсов – так ребенок пополняет свой багаж знаний и получает нужную для учебы информацию. Чтобы обезопасить себя от неприятных последствий сидения за монитором, родители могут поставить специальный «контроль», блокирующий сомнительные сайты, и регулировать время, проведенное за компьютером. 

Нельзя, конечно, сказать, что для современного ребенка компьютер стал альтернативой чтению. Но и не стоит отрицать тот факт, что интернет в жизни наследника играет немаловажную роль. Кстати, на смену бумажному переплету может прийти цифровая библиотека. Ребенок быстро научится скачивать книги и носить с собой целые тома. 

Книга или компьютер?

В конечном итоге они не могут друг друга заменить. Книга – это способ окунуться в вымышленный мир, компьютер  – источник быстрой и доступной информации. Оба этих явления по­своему полезны и необходимы для развития ребенка. Но только не стоит его ни к чему принуждать: ведь начитанный малыш – все же хуже, чем просто счастливый. 

Иными словами: дети чаще выбирают литературу, которая попросту им ближе по духу. Важно принять этот факт и обратить свой взор на современную детскую литературу. Разумеется, нет никакого смысла сравнивать ее с классической, однако, чтобы привить ребенку удовольствие от прочитанного (а не просмотренного или проигранного), не следует делать выбор за него. Станьте частыми гостями в библиотеках и книжных магазинах, обсуждайте разные истории, читайте книги вместе. Уже после вы сможете ему порекомендовать те произведения, на которых выросли сами.

Дарья Мазуркина.

Советская Белоруссия № 88 (24718). Среда, 13 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter