Профессор Мельник: место бчб-флагу - в музеях. В экспозициях, раскрывающих проявления коллаборации

Символизм истории

История распорядилась так, что бчб-флаг изначально стал символом коллаборационизма

События столетней давности зачастую мало о чем говорят молодым поколениям. Интересующиеся же историей рискуют нарваться даже в некоторых печатных учебниках, не говоря уже про сетевые ресурсы, на искаженные факты, а то и откровенно лживые домыслы по тем или иным историческим вопросам. Научной общественностью и широкими категориями населения еще не в должной мере осмыслен исторический контекст тех и последовавших за ними событий, в частности — значение различных вариантов предлагавшейся государственной символики. Об этом — наш разговор с компетентнейшим собеседником, доктором политических наук, профессором Владимиром Мельником.

Владимир Мельник.
Фото  БЕЛТА

— Владимир Андреевич, давайте сразу начнем с исторических обстоятельств появления белорусской государственной символики.

Место бчб — в музейных экспозициях, раскрывающих проявления коллаборации.
— В качестве исходного исторического события я бы взял Первый Всебелорусский съезд, который проходил 5—17 декабря 1917 года при поддержке и финансировании центральной властью. Согласно стенограмме съезда позади президиума стояло три знамени: слева — белое со словами «Няхай жыве вольная Беларусь», в центре — красно-белое с надписью «За родны край, за вольную Беларусь» (в стенограмме этот флаг назван национальным) и справа — красное.

Видимо, белый и красный цвета флагов отражали преобладающие среди собравшихся политические предпочтения, к тому же белый цвет — еще и в названии Беларуси. Относительно появившегося некоторое время спустя, уже после съезда, бело-красно-белого флага можно предположить, что он конструировался произвольно: либо к красно-белому знамени была добавлена еще одна белая полоса, либо посреди белого полотна проведена горизонтальная красная.

— Как известно, Первый Всебелорусский съезд был разогнан. Его решения, естественно, тогда выполнены не были. Тем более съезд не мог принимать решений по символике пока еще не оформившегося государства. Как же случилось, что именно к тем революционным временам восходят две системы государственной символики?

— 21 февраля 1918 года группа участников Первого Всебелорусского съезда из числа его меньшинства объявила себя «временной властью Беларуси», а 22 февраля Минск заняли немецкие оккупационные войска. 25 февраля германский комендант города вошел с солдатами в помещение руководства «временной власти», выселил находившихся там лиц, конфисковал имевшуюся денежную сумму и снял вывешенный на здании флаг.
Бело-красно-белый флаг никем не признанной и не обладающей реальной властью так называемой Белорусской Народной Республики был учрежден 5 декабря 1918 года. Его в лучшем случае можно считать флагом общественного объединения под названием БНР — но не символом «государства», являвшегося юридической фикцией.
Несмотря на все демарши деятелей БНР, включая посланную ими кайзеру телеграмму, они не смогли добиться от Германии признания БНР государством. Зато на личное обращение главнокомандующего 10-й германской армии генерала Э. фон Фолькенгайна к группе представителей Рады БНР (И. Воронко, И. Середа, А. Овсяник, П. Алексюк) с пожеланием видеть в них посредников между немецкой администрацией и белорусским народом тут же было сделано заверение: «Примем, как и уже принимаем, все меры к установлению мирных взаимоотношений белорусского народа и германских войск».


Особенно зловеще склонность к коллаборационизму проявилась в годы оккупации Беларуси гитлеровцами. И делалось это под бчб-знаменами…

— Как сегодня можно расценивать такой ответ?

— На деле он означает согласие на коллаборацию, то есть на сотрудничество с оккупантами, хотя само это слово появилось в годы Второй мировой войны. Что это, как не предательство интересов своего народа? Что это, как не провал декларированной цели добиваться признания БНР суверенным государством? И каким путем — разрывом отношений с Россией и сотрудничеством с оккупантами? Это заранее обреченная на поражение стратегия, поскольку уже были очевидны претензии на белорусские земли и Германии, и возрождающейся Польши.
Провозглашателям БНР так и не удалось ни тогда, ни в последующем создать суверенное белорусское государство. Чем дальше, тем больше они увязали в пособничестве оккупантам.
Но особенно зловеще склонность к коллаборационизму, среди вдохновителей и активистов которого были и некоторые деятели БНР, проявилась во время оккупации Беларуси немецкими фашистами в годы Великой Отечественной войны.
Разрешение на использование бчб-флага в своих целях коллаборационисты получили от немецких оккупационных властей. Этот флаг в памяти белорусского народа остался как символ пособничества нацистам в уничтожении жителей наших городов и сел — и даже как знак непосредственных исполнителей карательных операций.
— Печальная история — но с фактами не поспоришь. В этой связи поражает иное: как же случилось, что бчб-флаг с 1991 по 1995 год являлся государственным символом нашей страны?

— Это произошло в период нарастания критики советского государства, когда деятели движения «Белорусский народный фронт» высказались за выход Беларуси из Советского Союза и за отказ от союзнических отношений с Россией. Хотя белорусский, да и советский в целом, народ на общесоюзном референдуме 1991 года в большинстве своем проголосовал за сохранение ­СССР в обновленном виде. Однако в условиях распада страны и отказа от советской символики под давлением оппозиции Верховный Совет Беларуси 19 сентября 1991 года утвердил в качестве государственных символов именно их — бчб-флаг и герб «Погоня».
Принятие бело-красно-белого флага было политико-правовой ошибкой. Не под этим символом белорусский народ осуществил стратегическую цель создания собственного государства, защитил свое право на жизнь и самостоятельное определение своего бытия, добился признания Беларуси в качестве соучредителя ООН, обеспечил превращение своей страны в одну из самых высокоразвитых в мировом сообществе.
Допущенная ошибка очень скоро была осознана. Исправлял ее уже сам народ на республиканском референдуме 1995 года. В ходе этого плебисцита большинство граждан высказалось за принятие нынешних символов нашего государства.

— В таком случае какой флаг является первым символом государственности белорусского народа?

— Безусловно, таковым стал красный флаг образованной 1 января 1919 года Социалистической Советской Республики Белоруссии. Первоначально это было просто красное полотнище. Согласно принятой 3 февраля 1919-го Конституции на этом флаге у древка появилась аббревиатура «­ССРБ», последующие модификации различались лишь аббревиатурой названия государства. С 1937 по 1951 год на флаге ­БССР над аббревиатурой изображали золотые серп и молот, а над ними — красную пятиконечную звезду, обрамленную золотой каймой. Явившись одним из учредителей ООН, ­БССР в 1951 году модифицировала свой флаг: к красной полосе были добавлены зеленая полоска — и белая у древка с национальным орнаментом. Государственный флаг Беларуси также является модификацией флага ­БССР.

Первый флаг Советской Белоруссии (1919 г.).

— Как вы полагаете, с какой идеей прежде всего ассоциируется основной цвет нашего государственного флага?

— Несомненно, с идеей героизма и мужества белорусского народа, отстоявшего в созидательном труде, борьбе и сражениях свое право на жизнь, свободу и суверенитет, на собственное сильное и процветающее государство.
Президент так объяснял смысл цветов нашего нынешнего флага: «Красная полоса на нем — отражение мужества народа, кровью отстоявшего свою свободу. Зеленая — цвет жизни и надежды, цвет наших лесов, лугов и полей, свидетельство мирного и трудолюбивого характера белорусов. Белая полоса с орнаментом — символ нашей чистоты и высокой духовности». 
Важно подчеркнуть, что красный флаг — отнюдь не изобретение большевиков, это очень древний символ победоносной борьбы. Красного цвета были хоругви, по крайней мере, некоторых русских князей. Например, на одной из миниатюр Радзивилловской летописи, иллюстрирующей освобождение в 1068 году из киевской тюрьмы великого князя Всеслава — того, легендарного Всеслава Чародея, — хорошо видна красная хоругвь, развевающаяся над отрядом дружины. Так что у нас, всех граждан Беларуси, имеются очень весомые основания гордиться своим государственным флагом!

Летописная миниатюра: Всеслав Брячиславич (Чародей) на великокняжеском престоле. И красная (не бчб!) хоругвь над войском.

— Но как в таком случае можно объяснить тот факт, что бчб-флаг периодически используется нынешними организаторами разного рода протестных демонстраций?

— Причин тому можно указать несколько, назову три важнейшие. Во-первых, этим флагом сознательно или бессознательно участники выступлений показывают свою убежденность в том, что избранный в 1918 году курс на федеративные отношения с Россией был ошибочным.

Во-вторых, причина тому — наша склонность каждое кризисное явление в функционировании общества воспринимать как коренной порок в его устройстве и приниматься за кардинальную его переделку по чужому образцу. Сторонники таких взглядов не отдают себе отчет, что гораздо эффективнее отлаживать общественный организм путем его «починки», а не меняя каждый раз госсимволику.

В-третьих, я бы связал это с неосведомленностью различных категорий населения, особенно молодежи, о ключевых событиях истории своего народа и его государственности. Только этим можно объяснить принятие в 1991-м бчб-флага в качестве государственного символа.
Подчеркиваю: то решение было грубой политико-правовой ошибкой, сутью которой явилась попытка задним числом легализовать несуществовавшую в реальности так называемую БНР как якобы первое белорусское государство.
Хорошо, что еще не успели приступить к аннулированию всех принятых ­БССР решений: при смене соотношения сил в парламенте это было бы неизбежно.

— А что можно сказать о гербах БНР и ­БССР?

— Хотел бы обратить внимание читателей «СБ. Беларусь сегодня» на книгу Сергея Рассадина «Истоки государственной символики Беларуси», вышедшую в 2014 году. В ней с позиции историка исследуется проблема символики нашего государства и приводятся весьма любопытные факты.
На печати первой Уставной грамоты, которой провозглашалась БНР, была изображена не «Погоня», а орудия и результаты мирного сельского труда: перекрещенные коса и грабли и стоящий впереди них сноп, или «сноп-гаспадар». А вот в последующем на документах БНР использовался герб «Погоня», едва ли не идентичный с литовским гербом.
В первых же гербах ­БССР, как и всех без исключения советских республик и самого Союза ССР, центральное место всегда занимали серп и молот как символ классового союза рабочих и крестьян. Эта эмблема являлась обязательным элементом всех модификаций герба ­БССР. В нынешнем гербе Беларуси на месте серпа и молота в солнечных лучах изображены очертания границ территории нашего государства. Другие его детали схожи, хотя и не во всех нюансах совпадают, с соответствующими элементами герба ­БССР. Поэтому его в обиходе также называют модификацией герба советской Беларуси. И это правильно, и этим следует гордиться!


Первые гербы Советской Белоруссии (1919 и 1920 гг.).

— В последнее время в белорусском обществе заметно возрос интерес к символике. Люди стремятся укрепить или уточнить свое отношение к символам государства. А в чем заключается ваша позиция на этот счет — как ученого и как гражданина?

— Моя гражданская позиция полностью соответствует моим выводам как аналитика и политолога. Порой раздаются утверждения, что суверенная история белорусского народа начинается с распада ­СССР. Это не так, говорю абсолютно откровенно. Первое белорусское государство — ­ССРБ — было образовано как суверенное, не состоящее в каких бы то ни было союзах. Оно сразу же было признано Советской Россией и вскоре заключило с ней договор о сотрудничестве и взаимодействии. А в 1922 году оно с еще тремя советскими республиками подписало Договор об образовании ­СССР — с сохранением суверенитета каждого из них. Поэтому я с уважением отношусь к символам и ­БССР, и ­СССР. Почитаю государственные символы Республики Беларусь и с искренним уважением отношусь к символам Российской Федерации. Заинтересован также в появлении символов Союзного государства.

ЦЕННОСТИ: РЕАЛЬНЫЕ И МНИМЫЕ

Печать БЦР — коллаборантской администрации, существовавшей в 1943–1944 гг. на территории генерального округа «Белорутения». И знакомый герб на ней…
«Погоне», являвшейся в прошлом элементом гербов некоторых русских и литовских князей, а затем и Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, Министерством культуры присвоен статус историко-культурной ценности. Она может свободно использоваться в различных видах художественного творчества и общественной жизни. Ныне «Погоня» используется в гербах Витебской области и города Лепеля.

А вот бчб-флаг никогда не являлся символом реального белорусского государства. История распорядилась так, что с самого начала он стал символом коллаборационизма. Поэтому считаю, что место этой, с позволения сказать, «ценности» — в музеях. Но только в экспозициях, раскрывающих проявления коллаборации. 

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter