Как Запад и Восток могут быть вместе, прекрасно сосуществовать и взаимодополнять друг друга, смогли увидеть в Астане журналисты из Беларуси
КАЗАХСТАН, как и наша Беларусь, славится своим гостеприимством. В этом в очередной раз убедились белорусские журналисты, побывавшие в Астане по приглашению МИД этой страны при поддержке Посольства Казахстана в Беларуси. Уникальный город, сочетающий и восточную, и западную культуры, настоящая гордость республики, с размахом отмечал свое 14-летие. И каждый гость торжеств смог почувствовать себя как дома — благодаря теплоте казахстанцев, их дружелюбию и уважению к людям любых национальностей.
НОВОЕ чудо света — так иногда называют Астану, и во многом справедливо. Каких-то 14 лет назад здесь была «степь да степь кругом» (на части территорий нынешней столицы в 1824 году русско-казахскими войсками был основан Целиноград, еще ранее — Акмолинск), а сегодня это уже потрясающий воображение мегаполис. Не успев стать в 1998-м столицей, Астана уже в июле 1999 года удостоилась премии Юнеско «Город мира», а в 2003-м была отмечена ведущим мировым рейтинговым агентством Moody’s Investors Service. Так, в считаные годы молодая столица стала важной частью «казахстанского бренда». А ныне имеет немалые основания, чтобы войти в число 30 лучших городов мира.
А начиналось все с того, что в 1997 году президент суверенного Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил перенести столицу страны из Алматы в Акмолу (через год город был назван Астана, что в переводе с казахского языка и означает «столица»). Чем было продиктовано решение? В первую очередь стратегически удачным его геополитическим месторасположением — Астана находится не только в центре Казахстана, но и всего Евразийского континента. Плюс — вполне развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура. Но, может быть, еще важнее были имевшиеся свободные земли — главное, пожалуй, условие для стремительного и динамичного развития города. Так что стоит ли удивляться, что поначалу казавшееся многим неожиданное решение Нурсултана Назарбаева оказалось на редкость дальновидным.
Не сразу, но довольно быстро Астана стала центром государственной, общественной и культурной жизни страны. Сюда стремительно начали стекаться капиталы, приходить инвесторы, приезжать люди, и жизнь забурлила. Более того, Астана стала самой молодой столицей в мире — пусть и совсем юный, но это уже крупнейший деловой, дипломатический, торговый и культурный центр. Все правительственные организации, диппредставительства 44 стран и 113 совместных и иностранных предприятий расположились здесь.
ПО ХОДУ пресс-тура мы узнали, что строили новый мегаполис 71 город страны, 432 строительные компании, а 135 заводов поставляли стройматериалы. Наряду с местными фирмами новую столицу возводили турецкие, итальянские, французские, швейцарские компании. Вся эта грандиозная работа привела в итоге к тому, что каждый год здесь вступали в строй от 60 до 100 средних и крупных объектов. Вот так в степях Казахстана появился, словно оазис в бескрайней пустыне, современный модернизированный город — со своим уникальным обликом и стилем. Стилем, в котором на удивление органично переплелись лучшие европейские и восточные традиции, что и сделало в итоге новую столицу центром экономики, политики и культуры.
К слову, с идеей о придании городу евразийского облика выступил сам Нурсултан Назарбаев. Многие архитектурные проекты президент утверждал лично, и только тогда строители приступали к их возведению. Ответственность была большая. Ведь Астана должна была стать символом утверждения национальной идеи и объединения страны. Привлекли лучшие мировые умы — и дело пошло. Совсем не случайно автором генплана застройки Астаны стал известный японский архитектор Кисе Курокава — именно он был автором проектов музея Ван Гога в Амстердаме, международного аэропорта в Куала-Лумпуре и других знаменитых объектов. С задачей Курокава справился на отлично — архитектурные ансамбли в Астане, как, пожалуй, нигде больше, сочетают в себе непостижимым образом современный дизайн и азиатский колорит. А красота и высота зданий вполне могут составить конкуренцию тем, что можно увидеть в Токио, Дубае и даже Париже (в Астане есть своя — да-да — триумфальная арка, пирамида из стекла и бетона, подобно той, что стоит возле Лувра).
Другой знаменитый архитектор — британец Норман Фостер, творец в стиле хай-тек (он автор Millennium Bridge в Лондоне и крупнейшего аэропорта мира в Пекине) — тоже нашел в Астане отличный полигон для применения идей. Здесь он построил самый удивительный дом религий в мире — Дворец Мира, новый торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», который может только сниться западным городам и который стал роскошным центром досуга для казахстанцев с самым разным доходом — здесь любой может найти себе покупку или развлечение по вкусу и карману...
Впрочем, главная достопримечательность города — монумент Байтерек — была придумана местными архитекторами. Построен он был по инициативе президента в качестве символа переноса столицы из Алматы в Акмолу в 1997 году, но, в принципе, он вообще призван обозначить новый этап в жизни казахского народа. Это ярко подчеркнула композиция «Аялы алакан», с оттиском правой руки президента, расположенная на высоте 97 метров. Здорово на творения знаменитостей и тот же Байтерек любоваться ночью — настолько мастерски продумана искусная подсветка зданий. Вокруг — огни уличного освещения, гирлянды, многоцветные фонтаны на реке Ишим, фонари набережной, яркие витрины магазинов, баров, ночных клубов…
И С ПОМОЩЬЮ архитекторов с мировыми именами, и при поддержке государства, инвестиций город застраивается рекордными темпами (причем с учетом всех новейших технологий и при соблюдении необходимых стандартов качества). Кстати, интересен Казахстану и белорусский опыт в области индустриального строительства жилого фонда. Ведь в этой стране возводят в основном монолитные жилые дома. При температуре воздуха зимой минус 40 градусов качество построек не обеспечишь. Потому так заинтересовались нашим опытом в этом направлении. Так, казахская сторона подписала с белорусским институтом контракт на разработку типовых решений инженерных систем и ожидается подписание еще ряда контрактов. Интересно, что первый энергоэффективный дом построят в Казахстане именно по белорусским «лекалам».
Что и говорить, современная столица Казахстана растет как на дрожжах и становится все привлекательнее для местных жителей и зарубежных гостей. Но, конечно, именно в День города, который отмечается в день рождения Нурсултана Назарбаева и считается здесь праздником для всей страны, расцветает еще более яркими красками. Торжества здесь, как правило, начинаются за несколько дней до самого события. Причем большая часть культурной программы — на благотворительной основе. На этот раз нам повезло попасть на фантастическое представление легендарного канадского Цирка дю Солей (Cirque du Soleil) — целых два месяца режиссеры и артисты готовили шоу, посвященное исключительно Дню Астаны. Когда же канадские артисты, демонстрирующие невероятные возможности человеческого тела, пожалуют в Беларусь? Пользуясь случаем, задали мы вопрос на пресс-конференции его представителям. «В столице Беларуси есть «Минск-Арена», прекрасное для наших выступлений место. Были в Минске и убедились в этом самолично, так что ждите в гости», — ответили нам.
А были еще и великолепные концерты: Национального симфонического оркестра, театра оперы и балета на набережной реки Ишим, выступление именитой оперной певицы Суми Йо, ледовое шоу Авербуха — да, пожалуй, всех, в основном благотворительных, а посему бесплатных, мероприятий и не перечесть.
Кульминацией торжеств стали несколько знаковых событий: поднятие Государственного флага Казахстана на этномемориальном комплексе «Атамекен» с участием президента страны Нурсултана Назарбаева и открытие здания крупнейшей в стране, рассчитанной на пять тысяч молящихся, мечети «Хазрет Султан» (названа в честь великого мыслителя, поэта и философа Востока Хаджи Ахмеда Яссауи), также с участием главы государства. Проект здания общей площадью 17 тысяч 700 (!) квадратных метров, построенного в рекордные два года, выполнен в классическом исламском стиле с применением традиционных казахских орнаментов. Основная же отделка фасада облицована мрамором, ну а железобетонные купола обшиты металлом. «Мы — народ толерантный. Весь мир знает, что в Казахстане спокойно живут все виды религий, поэтому у нас проводятся съезды мировых и традиционных религий», — сказал на открытии мечети Нурсултан Назарбаев. Но, конечно, больше всего в Казахстане мусульман — их более 70-ти процентов от всего населения. Поэтому открытие культового здания стало для них настолько долгожданным, что они не преминули совершить первый пятничный намаз.
Одним из самых запоминающихся в череде праздничных событий стало гала-шоу под открытым небом «Астана — жастардын жыр мекені!» у монумента «Казак елі». Зрители увидели постановку с участием более тысячи танцоров, актеров, а также звезд зарубежной и казахской эстрады. А в финале небо над Астаной озарилось тысячами огней феерического салюта. Кстати, государственный праздник, День столицы, освещали более 1 тысячи аккредитованных СМИ, в том числе около 100 зарубежных медиаагентств, журналистов, в число которых попали и мы — корреспонденты из Беларуси.
ЗАБЫТЬ праздничную феерию в казахстанском стиле будет, наверное, непросто, да и невозможно. Но лично мне больше всего запомнились даже не архитектурные изыски и роскошные центры культуры и отдыха Астаны, а сами казахстанцы. Белорусам они близки по духу своей гостеприимностью, приветливостью, спокойствием, желанием помочь. А вот царящему здесь повсеместно культу детей и стариков (молодое поколение испытывает по отношению к ним беспримерное почтение) нам, пожалуй, можно и поучиться. И старых, и малых здесь в буквальном смысле носят на руках, трепетно за ними ухаживают. Малыши повсюду и едва ли не с пеленок сопровождают взрослых. Такое чувство, что лучшей компании, чем собственные дети, на прогулках, в кафе, развлекательных центрах казахстанцам и не нужно.
И невольно, глядя на это, мне подумалось, что у этой страны, у этой столь сильной духом нации, сумевшей в суровых степях возвести сияющий город-сказку, — большое и счастливое будущее. А будущее Казахстана, как уверили меня здесь, неразрывно связано с будущим Астаны — настоящей гордости нового Казахстана. Неспроста ее называют сегодня «символом созидания, творчества и прогресса»…
Анжелика МИЛЬТО, «БН»
Фото автора
Астана — Минск