Шумовая завеса

О проблеме шумового загрязнения

Иногда так и хочется рвануть в Антарктиду, на плато в районе Ридж–А, где, если верить ученым, расположено самое тихое место на Земле. Там не ступала нога человека, нет шума и ветра, а небо — как прозрачная линза. В Ридж–А не кричат начальники, не гудит монотонно кулер компьютера, не таскают сверху пианино соседи и чьи–то талантливые дети не перебирают в первом часу ночи струны на электрической гитаре. Но в Антарктиду нынче не поехали даже наши полярники. Что уж тут о нас говорить... Жителям больших городов о тишине приходится только мечтать. А мечтая — жаловаться.


На площадке возле одного из минских ДК залили небольшой каток. Пятница, вечер. По льду скользят подростки на коньках. Гоняют шайбу. Из мощных динамиков, расположенных фронтом к близстоящим домам, несется музыка. Что–то быстрое и энергичное. Музыка подогревает спортсменов. Им весело. А жильцам не очень. Один из них позвонил в редакцию. «Как найти управу на децибелы?» — спросил у меня.


Вот еще проблема! Тысячи людей страдают от капитального ремонта, десятки тысяч не знают, где припарковать машину, и кружат вечерами по улочкам близ дома в поисках свободного места. А тут — музыка... Да поставьте, в конце концов, стеклопакеты! «Не помогает. И милицию вызывал. Приехали, посмотрели: нет состава преступления».


...Девушка, выглянувшая из будки, стоящей около катка, оказалась ответственной за громкие звуки. «Нам сказали, что должен быть каток и должно быть веселье», — извинилась она.


Правы были милиционеры: преступлением и не пахнет. Обычный городской конфликт интересов, в котором экологические (а шум относится именно к сфере экологии) явно не на первом месте. Сколько доводилось видеть похожих микроспоров! С пенсионерами, включающими телевизор на полную громкость, с наглым дядькой, который, будто дятел, каждое воскресенье долбит стену дрелью. А тут еще город за окном, как гигантская консервная банка, грохочет и дребезжит. Гудят все: летом косарь с триммером, зимой система отопления и круглый год трамваи, машины, улюлюкающие свадебные кортежи, поезда в метро. И не переберешься в тихий уголок в двадцати километрах от МКАД, потому что — дорого.


Проблема шумового загрязнения, конечно, не нова. Тысячи людей в мире умирают от постоянного воздействия шумовых факторов, и кто–то даже называет это платой за цивилизацию. Но вот как справиться с напастью, как снизить нагрузку на слух, пока так и не придумали. Почитайте любой интернет–форум, про шум и гам написано даже больше, чем про плесень и плохую воду. Пусть не обижаются санитарные врачи, регулярно проводящие замеры и наказывающие тех, кто провинился. Если с шумом на производстве худо–бедно справились, хотя периодически в том или ином цехе фиксируют превышение норм, то проблема квартирных звуков не решена. И дело даже не в соседях — их ведь не выбирают. Сотни людей, живущих на первых этажах, мучаются от того, что кто–то просто обивает ноги перед входом в подъезд.


— Ситуация сложная, количество шумовых факторов будет только расти, люди — нервничать. А профессионально к вопросу звукоизоляции у нас до последнего времени не подходили, — я беседую с инженером–акустиком Виктором Гвоздевым. — Некоторые застройщики вообще обходятся без звукоизоляции. О том, как ее правильно выполнять, не знают даже специалисты ведущих проектных мастерских. А ведь мы живем в ХХI веке! Проводим семинары, учим их азам, как и преподавателей технических вузов. Может, дело пойдет...


Неудивительно, что дома у нас как строили, так и строят — похожими на акустическое решето. Те, кто побогаче и не желает мириться с лишними звуками, пользуются услугами новомодных спецов. Они делают полную звукоизоляцию, обустраивая так называемую комнату в комнате. И наслаждаются полной тишиной.


...А может, все это зря? Может, не стоит преувеличивать масштабы проблемы и замыкаться в глухих коробах? Города шумят, а значит — живут. В конце концов, шум — это всего лишь набор звуков, его можно разложить на частоты и измерить в децибелах. Гораздо опаснее абсолютная тишина. Окунувшись в нее, человек сходит с ума. Есть и другая тишина, еще страшнее: когда ты что–то делаешь, пишешь, говоришь, но никто тебя не слышит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter