Испытание Oculus Rift - шлема виртуальной реальности

Шлем от Цукерберга

Cамое революционное устройство последних лет — шлем виртуальной реальности
Oculus Rift. Равнодушного к технологическим новинкам человека это странное сочетание латыни и английского едва ли заинтересует. Скорее даже напугает: в дословном переводе получается что–то вроде «разлом зрения». Но именно за этим названием скрывается, возможно, самое революционное устройство последних лет — шлем виртуальной реальности. Да–да, та самая легендарная штука, которую так долго предрекали писатели–футуристы и на все лады использовали фантастические фильмы 1980–х! Oculus Rift действительно довольно ловко переносит вас в другие миры. Насколько это «разлом зрения», сказать трудно, но разлом привычной реальности гарантированно случается с любым испытателем. На собственном опыте в этом убедились и корреспонденты «СБ».



Детище — народное

Сама история создания Oculus Rift, без сомнения, вдохновит не одно поколение смелых инноваторов. Шлем виртуальной реальности родился, без преувеличения, благодаря гласу народа. Вдохновителем проекта стал американец Палмер Лаки, долгое время модерировавший форумы, где собирались поклонники таких устройств. Ведь схожие по принципу действия его предки появились еще лет 30 назад и за годы собрали вокруг себя массу почитателей. Палмер тщательно суммировал все пожелания и заручился поддержкой известнейшего компьютерного разработчика Джона Кармака. В 2012 году проект появился на Kickstarter, известной площадке для народного финансирования. То, что случилось дальше, было больше чем массовый ажиотаж: собранная сумма в десять раз превысила необходимую для изготовления опытной партии. Через год компания Палмера получила 75 миллионов долларов инвестиций для доработки шлема, а апофеоз этой истории пришелся на конец нынешнего марта: Facebook вложил в работу создателей 2 миллиарда долларов!..

Надо сказать, все выпущенные пока образцы Oculus Rift имеют обозначение «комплект для разработчиков» и в свободной продаже их нет. Этот продукт адресован энтузиастам, программистам, которые хотят создавать для него специальные приложения, этакий полуфабрикат. Впрочем, покупательская версия должна появится уже в этом году, совсем недавно выпущена и вторая версия прототипа для разработчиков — более совершенная и удобная. И вот первая публичная демонстрация Oculus Rift в Беларуси. Иван Лой, который называет себя не иначе как первым поставщиком виртуальной реальности в стране, а на деле скорее является одним из первых заказчиков шлема с перспективой перерасти в официального дилера, считает, что мы на пороге грандиозной технической революции:

— Именно шлем виртуальной реальности может кардинально поменять сам процесс того, как мы смотрим телевизор, отдыхаем за видеоиграми, наслаждаемся фильмами и даже читаем книги. Скорее всего, в ближайшие годы все они сосредоточатся именно внутри Oculus Rift, позволив людям в буквальном смысле заглянуть в другой мир.

С широко открытыми глазами

Видимо, в качестве напутствия нам рассказывают об одном журналисте, испытавшем шлем на технологической выставке. Возможность словно наяву побывать в кресле пилота истребителя и физически почувствовать невероятную скорость полета так впечатлила, что он еще долго не желал снимать Oculus Rift. На белорусской презентации эмоции тоже били через край. У счастливчиков едва не подкашивались ноги, а уж крикам и вовсе не было счету. Некоторых даже придерживали, не давая в особо напряженные моменты упасть.



А ведь свалиться и вправду можно было не раз. Поверьте, когда перед собой вы видите вполне себе настоящую «американскую горку» и тележка вдруг камнем падает вниз, не так–то легко объяснить своему вестибулярному аппарату, что все понарошку и существует лишь перед твоими глазами. Это не модное трехмерное изображение, насаждаемое сегодня каждым вторым фильмом, не составленная на нескольких мониторах картинка, а настоящая, иначе и не скажешь, виртуальная реальность. Единственная ближайшая аналогия из повседневной жизни — фантастические сны.

Первоначально шлем виртуальной реальности создавался с прицелом на видеоигры — с ним можно испытать ни с чем не сравнимый эффект присутствия за рулем гоночной машины, в кабине самолета или на передовой военной спецоперации. Сегодня, однако, область его применения выходит далеко за пределы одних развлечений. Вот и в планах Ивана не только продавать Oculus Rift в стране, но создавать для него приложения, причем некоторые весьма узкоспециализированные — над ними уже корпят 6 разработчиков. А потому, как знать, быть может, в будущем на страницах энциклопедии, посвященных развитию технологии виртуальной реальности, найдут свое место и имена наших земляков.

Кстати

Иван Лой хочет с помощью шлема дать новый виток развитию киберспорта. В ближайших планах — организовать в Беларуси на ежегодном турнире по дрифтингу соревнования по гонкам «Формулы–1». Виртуальным, конечно: в отдельном шатре установят несколько комплектов Oculus Rift для участников. Так, с одной стороны, они могли бы получить новые впечатления, а с другой — соревнования стали бы по–настоящему зрелищными. Есть немалый шанс, что турнир и вовсе станет первым в истории киберспорта состязанием в виртуальной реальности.

Где еще примерят шлем?

КИНО. Уже сегодня понятно, что популярное 3D–кино не несет по сравнению с двухмерным принципиально свежих впечатлений, весь «вау–эффект» у зрителя обычно испаряется после нескольких сеансов. Но благодаря Oculus Rift можно стать полноценным участником картины, даже влиять на ее ход. Между прочим, шлем гарантирует обзор в любом направлении одним поворотом головы. Известный английский телеведущий и режиссер документальных картин о природе Дэвид Аттенборо как раз занят съемками фильма о тропических джунглях острова Борнео. Экзотическими пейзажами можно будет полюбоваться во всех деталях — зрители получат полную панораму в 360 градусов. Интересно, что специальная камера для съемок в таком формате есть уже и в Беларуси, и энтузиасты сейчас заняты пробным видеороликом для Oculus Rift.

МЕДИЦИНА. Шлем виртуальной реальности находит применение в лечении косоглазия и амблиопии. Эти недуги связаны с потерей пространственного зрения, а здесь выдается как раз трехмерное изображение, позволяя нагружать и тем самым тренировать больной глаз.

ОБУЧЕНИЕ. С помощью Oculus Rift можно как минимум перенестись в аудиторию или лабораторию при дистанционном обучении, уравняв шансы и очников, и тех, кто находится за сотни километров от института. Заманчивой рисуется перспектива осваивать вождение, надев на голову такое устройство.

БЕЗОПАСНОСТЬ. Вот зарисовка из будущего: если связать шлем с летающим дроном, то можно будет смотреть его «глазами». В таком ракурсе Oculus Rift может быть интересен уже военным или правоохранительным органам. Причем белорусские разработчики готовы идти здесь впереди планеты всей: такую программу собираются продемонстрировать на ближайшей выставке вооружения и военной техники. 

Советская Белоруссия №79 (24462). Суббота, 26 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter