Об экспериментальном обучении

Школа должна быть лабораторией

Об экспериментальном обучении

Отличная новость для родителей. На школьных проходных установят турникеты: пришел ваш ребенок на занятия — через пять минут вы получаете sms–подтверждение. Минус повод для волнения! Хотите узнать, какую отметку за контрольную по математике поставили любимому чаду или что ему задали на дом по английскому? Загляните в электронный дневник. Какие книжки взял в библиотеке? Что покупал в столовой? Ничего не ускользнет от зоркого родительского глаза. И это не сюжет фантастического фильма. Говорят, в будущем такие ноу–хау станут в наших школах делом привычным. Как далек тот день? А вот это, похоже, вопрос пока риторический.


В нескольких минских школах учебный год начался с очередного эксперимента с техническими новинками. Бесспорный лидер — Лицей БГУ, где ребята сейчас осваивают проект «Виртуальная школа». Впрочем, и преподаватели, и ученики здесь давно на «ты» с новациями. С 2006 года работает сервер дистанционного обучения, благодаря которому каждый иногородний может подготовиться к поступлению в лицей или к сдаче ЦТ. Электронные журнал и дневник — тоже в порядке вещей. Приятным дополнением стали четыре интерактивных класса — по биологии, химии, физике и математике. Смотрит учитель, скажем, в электронный микроскоп на каплю воды из аквариума, а картинка для лучшей наглядности транслируется на интерактивную доску во всей красе. Опасаетесь, что, увлекшись техническими «фишками», половину материала школяры мимо ушей пропустят? У заместителя директора по учебной работе лицея Игоря Вараксы на этот счет свое мнение: хорошему учителю интерактивная доска не помешает, а плохому не поможет. Кстати, есть идея такое же оборудование и программное обеспечение установить в одной из школ Орши.


В других учебных заведениях пока все куда скромнее. В основном осваивают электронные дневники и журналы, к слову, уже не первый год популярные в соседних странах. Все охотнее вместо привычных бумажных книг ученики кладут в портфель личные планшеты. А в нескольких школах вот–вот появится возможность контролировать не только отметки — каждый шаг ребенка. Пример — Боровлянская средняя школа № 2, где установили турникеты и видеокамеры. Всем ученикам положена индивидуальная карточка — пропуск для входа и выхода. Тут же родителям предлагают дополнительные платные услуги, скажем, отчет об отметках или времени прихода–ухода ребенка. На эту же карточку мама и папа смогут перечислить деньги для расчета за питание в школьной столовой.


И все же давайте честно признаем: для большинства учебных заведений такие планы сегодня — заоблачная мечта. Реальность диктует свои правила: во многих школах интернет до сих пор роскошь, «железо» давно пора списывать, а там, где и есть доступ к компьютерным сервисам, учителя неохотно приобщаются к новинкам, которые работы только прибавляют. Скажем, педагог исправно заполняет электронный журнал, но ведь и бумажный никто не отменял. В результате времени уходит больше, а его у учителя и так дефицит. А сколько историй могут рассказать в минских школах о потерянных школьниками пропусках и про всю вытекающую из этого волокиту! Родителей, которые не в восторге от работы на уроках с различными гаджетами, тоже можно понять — все же нагрузка на зрение...


К слову, недавно обнародовали итоги двухлетнего экспериментального обучения с планшетами. Результат неоднозначный. Из приятного — дети, вооруженные «читалками», заметно меньше времени уделяли компьютеру, но... Очевидно, что просто записывать на ридеры копии бумажных учебников — неблагодарный труд. Устройства должны быть помощниками в дополнительных материалах — технических возможностей–то немало. А с этим у нас туго. Шаг вперед сделал опять–таки только Лицей БГУ, где часть учебника по физике своего преподавателя перевели в действительно интерактивный формат: каждую формулу можно повращать на экране, каждый эксперимент проиллюстрирован видеоуроком в исполнении учителя, как и решения задач. Смотришь — хочется учиться... Есть претензии к эксперименту и у педагогов по литературе: классу, где все с «читалками», не скажешь открыть произведение на такой–то странице — у каждого разный шрифт, формат, а то и набор функций устройства. Да и информация после такого чтения заметно хуже задерживается в памяти. Есть вопросы финансовые — техника устаревает с молниеносной скоростью. Что в итоге? Эксперимент закончился — отработавшие два года планшеты уже оказались в категории «пенсионеров». Заменить новыми — удовольствие не из дешевых. Купить личные — далеко не каждому по карману. Скажем, когда в США подсчитали, во что обойдется обеспечить школьников во всех 12 классах планшетами, вышли на цифру... 100 миллиардов долларов. Для сравнения: организовать полет на Марс и то дешевле — «каких–то» 80 миллиардов.

 

Советская Белоруссия №182 (24319). Пятница, 27 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter