Шипы сезона

Предзимье и первый гололед подталкивают осторожных водителей к воротам мастерских шиномонтажа...

Предзимье и первый гололед подталкивают осторожных водителей к воротам мастерских шиномонтажа. Однако не все спешат «переобувать» машину, хотя однозначная «вина» летних шин во многих авариях последних дней видна невооруженным глазом.


Плюс восемь и ниже


В середине ноября напоминать о необходимости поменять покрышки попросту смешно. Только человек, впервые севший за руль автомобиля, еще не может понять смысла в этом действии. Или «бомбилы», которые докручивают последние километры на «убитых» машинах и не менее мертвых колесах.


Несмотря на первые заморозки, шины поменяли далеко не все автовладельцы, даже автобусы и маршрутки позволяют себе сейчас передвигаться на летней резине. К слову, не так давно Госавтоинспекция хотела заставить водителей «переобуваться» в определенное время года. Иначе — штраф. Впрочем, решили ограничиться другой нормой. Если виновник ДТП вовремя не сменил покрышки на зимние, это будет считаться отягчающим обстоятельством.


Такие же рекомендации, к примеру, есть только у производителей покрышек и у экспертов безопасного вождения в автошколах. Шины надо менять, когда температура на улице опускается ниже восьми градусов тепла. Именно такая погода наиболее опасна. Днем — слякоть, а ночью и вовсе могут быть заморозки.


При сегодняшнем выборе на рынке подобрать то, что подходит именно вам и вашему автомобилю, довольно сложно. А хочется найти то, что не будет иметь нареканий. Ведь покрышки выбирают не на один сезон, а как минимум на два. А лучше — на три. Но для начала надо определиться с условиями их эксплуатации. Где вы собираетесь ездить зимой? Если по городу и в редких случаях выезжать за его пределы, то вам не нужны шипы. В городских условиях со всеми зимними сложностями справятся зимние нешипованные шины. За городом на льду или по жиже, под которой скрывается ледяная корка, более эффективными будут шипы.


Мифы о резине


Есть такое устоявшееся мнение, что шипованная резина увеличивает тормозной путь на асфальте. Современные покрышки настолько нашпигованы различными технологиями, что этот нехороший эффект практически пропал. Другое дело, что износ шипов на асфальте гораздо больше, чем на заснеженных и ледяных дорогах. Поэтому если ваши маршруты преимущественно проходят по очищенным от снега и политым различными реагентами улицам, шипованная резина — бесполезная трата денег. Износится она у вас достаточно быстро, а толку от нее будет столько же, сколько от нешипованной.


Шипы бывают разные: обычные, квадратные, с якорной посадкой, однофланцевые и двухфланцевые... Перечислять все технологии, которые применяют производители, просто не имеет смысла. У всех есть свои достоинства. Но эти достоинства проявляются при довольно средних отрицательных температурах. Тесты показывают их большую эффективность на льду при температурах до 15 градусов ниже нуля. Если мороз сильнее — лучше нешипованная резина.


Но тесты проводятся на идеальном льду. При небольшом потеплении там появляется вода. В этом случае шип цепляется за лед. У нешипованной резины возникает эффект аквапланирования.


Если перед выбором покрышек внимательно изучать все тесты, которые проводят сами компании–производители, а также журналисты различных изданий, то можно вообще ничего себе не выбрать. Идеальных покрышек, увы, не бывает.


Лучшей резиной на рынке считается «Нокиан хакапелита». Действительно, на заводских испытаниях она показывает просто чудеса эффективности. Но доступны они только при идеальных условиях: низкие температуры, ровный лед и прочее. Шина настолько напичкана высокими технологиями, что, казалось бы, не должна давать осечек на дорогах. Однако хороша она только при суровых северных зимах. При слякотной погоде средней полосы все эти «навороты» теряют свои свойства. Покрышки становятся мягкими, машина вяло реагирует на газ и на руль, становится валкой, да и сама резина заметно съедается при такой эксплуатации. Более эффективен для подобной погоды «Гудеар ультрагрип 500». Правда, он заметно проигрывает при суровых морозах. Шина дубеет и плохо тормозит на льду.


Последнее время активно рекламируется «Мишлен». На льду эта шина действительно тормозит очень хорошо. Но по всем остальным характеристикам — разгон, снег, слякоть, асфальт, шумность — проигрывает конкурентам. «Бриджстоун» прославился своей резиной сезона трехлетней давности. К сожалению, его новинки показывают довольно скромные результаты на тестах.


Довольно эффективны и при этом вполне бюджетны корейские и японские шины. Но у них достаточно малый ресурс. То есть до конца второго сезона они дотянут уже с трудом.


Впрочем, есть более или менее универсальные покрышки. Так, например, шипованные шины «Континенталь» пусть и проигрывают на тестах «Нокиан», но держатся довольно уверенно и не сильно теряют свои свойства из–за капризов погоды. В то же время нешипованные модели этой фирмы надежностью не славятся.


Компания «Пирелли» сравнительно недавно начала выпускать зимнюю резину. Хотя добилась неплохих результатов только в последних моделях. Кстати, ее шины отличаются хорошей управляемостью на асфальте, политом реагентами.


Кстати


Напомним, шипованные покрышки весьма капризны. Если вы выбрали шипы, то на довольно длительное время забудьте об агрессивном стиле вождения и превышении скорости. Как минимум 200 километров пробега, а лучше и все 500 — пока шипы не прикатаются — вам предстоит плавно трогаться и плавно тормозить. Не стоит также резко поворачивать. А скорость следует ограничить до 70 — 80 километров в час. И только после обкатки новой резины можно вернуться к привычному стилю вождения.


Советы


Размер имеет значение


Выбор шин заключается не только в подборе наиболее долгоиграющих и вездеходных покрышек. Большинство фирм выпускает ограниченное количество типоразмеров. Конечно, они стараются расширить свой охват, но бывает, потребители сталкиваются с тем, что самой желанной шины нужного размера, увы, не выпускается. Поэтому перед тем как идти на рынок или в магазин, или даже в интернет в поисках нужных покрышек, выясните четко, какой типоразмер шин вам нужен. Эту информацию несложно найти в инструкции по эксплуатации. На европейских моделях она указывается на крышке бензобака, на японских — на средней стойке кузова, как раз со стороны водительского сиденья.


Что такое типоразмер? Это те цифры, по которым нужно выбирать себе резину. Например, у вас на колесе написано 235/60 R 17. Это означает, что ширина протектора — 235 миллиметров, высота профиля — 60 процентов от этой ширины, то есть 141 миллиметр, буква «R» говорит о том, что шина радиальная, а цифра 17 — это размер ее внутреннего диаметра.


Достаточно часто производитель рекомендует несколько типоразмеров для разных диаметров, бывает — парочку для одного. Если у вас есть выбор, то лучше на зиму поставить более узкую покрышку с более высоким профилем. Если есть возможность сменить резину вместе с дисками, то лучше поставить диаметром поменьше. А диаметр колеса компенсировать размером шин.


Владимир БАРШЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter