Шаровая молния ставит науку в тупик

Антивещество, энергия плазмы, ядерная реакция — над загадкой шаровых молний ученые бьются уже второе столетие...


Антивещество, энергия плазмы, ядерная реакция — над загадкой шаровых молний ученые бьются уже второе столетие. Вероятность увидеть этот огненный шарик хотя бы раз в жизни ничтожно мала, но в сводках о чрезвычайных ситуациях он мелькает каждый год. По статистике, лишь в 9 процентах случаев встреча с шаровой молнией заканчивается для человека трагически. Однако каких только ужасов про нее не рассказывают очевидцы! То небесная злодейка разрушает дома, то прорывает громадные тоннели в горах, то в считанные секунды якобы испаряет 200–литровую бочку воды. В общем, характер имеет капризный, непредсказуемый, а порой и жестокий. Что известно об этом аномальном явлении и можно ли его обуздать?

Капризы сил природы

Недавно в Речицком районе шаровая молния одним ударом сразила в поле сразу троих механизаторов, присевших передохнуть у грузовика. Агроном, стоявший поодаль, рассказывал: увидел рядом огненную вспышку, которая мгновенно исчезла. Хотя небо было практически чистым. Лишь одна тучка километрах в двух от поля и раскат грома. Все трое с электротравмами попали в районную больницу. Следом — инцидент в Вилейке. Светящийся шар диаметром около полуметра летел прямо к дому, но столкнулся с березой, отчего дерево рассыпалось на щепки. Взрыв был такой мощи, что посыпались стекла на первом этаже, ствол упал на припаркованный автомобиль. А в Островце огненный гость спустился в дом по кабелю спутниковой антенны. К счастью, никто не пострадал, только проводка и электроприборы вышли из строя... И это, пожалуй, одно из самых коварных свойств шаровой молнии, ведь она может проникать в жилые дома даже через крошечные щели в стенах, оконных стеклах, непонятным образом возникать из электрических розеток. Огненный клубок то спокойно висит на одном месте, то мечется из стороны в сторону, после чего или бесследно рассеивается, или взрывается с ужасным грохотом.

Начальник Волковысского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Павел Поконечный вспоминает случай четырехлетней давности в деревне Занцевичи, когда ярко–оранжевый шар размером с футбольный мяч за считанные минуты спалил дом молодой семьи. Спасти родители успели только самое дорогое — трехлетнюю дочку. У девочки были ожоги ладоней 2–й степени. Она дотронулась до шаровой молнии, приняв ее за мячик, залетевший то ли через разобранный дымоход, то ли через окно. Когда отец вбежал в комнату, малышка, уткнувшись лицом в диван, плакала. А в углу комнаты парил «перевернутый костер». «В сводке такие ситуации проходят как проявление сил природы. По данным метеостанции, в это время как раз наблюдалась грозовая активность по территории района, — восстанавливает события того вечера Павел Поконечный. — От угла комнаты, где зависла молния, огонь быстро распространился по кровле. К приезду пожарных все уже полыхало... Хозяйство выделило семье новый дом».

Огненные рисунки

Невольные свидетели небесного гнева и врачи ожоговых отделений. Хотя такие поражения — редкий случай. Врач-комбустиолог Дмитрий Мазолевский за 15 лет встречал двух подобных пациентов. Один прятался от грозы под деревом, когда огненный клубок, запутавшись в ветвях, с треском разрядился и, пройдя через ствол, как по проводнику, передал разряд путнику, нашедшему неудачное укрытие. Другая пациентка получила ожоги кисти, когда, облокотившись на телевизор, наблюдала в окно за полетом загадочного яркого шара. Пока он не коснулся телевизионной антенны...

Но бывают и более тяжелые последствия. Руководитель Республиканского ожогового центра Яков Кошельков вспоминает, как еще в 1990–х в районную больницу привезли молодую пару, которая укрылась от ливня под деревом. Услышали треск, подняли голову, а над ними — шаровая молния. Она нагло вклинилась между спутниками и стала плавно опускаться, а когда достигла земли, взрывом через босые ноги девушки ушла в землю. У нее — ожоги 4–й степени, а у молодого человека на теле появились рисунки фиолетового оттенка. «Девушку прооперировали, часть пальцев ампутировали, пересадили кожу на стопах, — вспоминает Яков Яковлевич. — А вот у парня мгновенно развился полиневрит — тотальное воспаление нервов. Он с трудом глотал, перестал ходить, есть, руки ко рту не мог поднести, появилась слабость во всем теле. Его пришлось переместить в неврологическую клинику...»

Самолеты под ударом

Бывало, светящиеся шары наблюдали подводники в отсеках субмарин. Еще чаще их наблюдают пилоты. В 1981 году шаровая молния серьезно повредила даже боевой самолет, и летчику потребовалось проявить большое мастерство, чтобы успешно приземлиться. Сталкивались с такими непредвиденными ситуациями и наши пилоты. Директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Владимир Костин вспоминает, как в 1990–е на Ту–134 попал в грозу и заходил на посадку в Самаре, следуя указаниям диспетчера, поскольку оборудование вышло из строя. Все острые части корпуса самолета сияли огнями святого Эльма, которые вызываются накоплением электрического разряда. Как вдруг — взрыв, яркая вспышка, на мгновение ослепившая пилотов, треск, грохот. К счастью, пострадала только обшивка. Молния прожгла самолет насквозь, оставив дырки в носу и хвосте. Была ли она шаровой или линейной — остается загадкой.

— В наши дни прогресс ушел далеко вперед, — замечает Владимир Костин. — Современные самолеты имеют высокую степень защищенности от ударов молнии. Вся электроника дублируется, в некоторых авиалайнерах — троекратно. Их испытывают на воздействие силой тока, которая бывает только у молнии. На носу самолета находятся специальные токостекатели, на крыльях «щеточки», по которым электричество стекает в атмосферу. Эти элементы берут на себя первый удар, по ним, как правило, и видно, что в самолет попадал разряд. Кроме того, сейчас на цветном дисплее метеолокатора отражены метеорологические опасные зоны красным ярким цветом, и пилот обходит их за 15 — 20 км в зависимости от ветра, условий. Если два грозовых облака, то между ними должно быть не менее 50 км, чтобы самолет не поразило разрядом. А раньше метеолокаторы были черно–белые, и пилот должен был обладать большим опытом, чтобы на фоне блестящих световых отметок выделить зону угрозы.

Тайна красного пришельца

Попадалась на глаза шаровая молния и главному научному сотруднику Института физики НАН Евгению Толкачеву:
— Мне было лет 15 — 16, когда между мной и книгой пролетел светящийся шар размером с куриное яйцо, не оставив после себя никаких следов. В спокойном состоянии от шаровой молнии исходит необычно мало тепла. А какой она обладает энергией внутри, сказать сложно. Но ясно одно: она менее плотная, чем воздух, раз плавает в нем. Это явление пока еще не изучено и не понято физикой. Сложность в том, что в лабораторных условиях этот объект не воспроизводится. 

В экспериментах удавалось получить нечто, лишь отдаленно схожее с шаровой молнией. Но нет уверенности, что это и есть то, что описывают очевидцы. В разных странах время от времени объявляют, что создали шаровую молнию. Но потом оказывается: увы, нет... Она редко возникает сама по себе. Некоторые ученые описывают распад линейной молнии и на этом фоне фантазируют насчет возникновения шаровой. Что это последствия колоссальных температур и давления внутри линейной. Когда она попадает в песок, он спекается и образуются красивые фульгуриты, часто напоминающие по форме корень дерева или ветвь... Температура в линейной молнии в разы больше, чем на поверхности Солнца! А есть даже предположения, что это не более чем психическое явление, фантом...

То, что шаровая молния может оставлять на теле человека причудливые «татуировки», известные как «фигуры Лихтенберга», по мнению Евгения Толкачева, может быть всего лишь следствием поврежденных разрядом сосудов. Ведь по нервам, как по проводам, бегут электромагнитные импульсы. Это хорошие проводники для молнии. А ее притяжение к человеку можно истолковать тем, что живой организм тоже несет в себе определенный электрический заряд. У некоторых перед грозой волосы настолько наэлектризовываются, что шевелятся, дыбом встают, покалывает кончик носа, подушечки пальцев, мочки ушей. Поэтому кого–то молния не трогает, к другим «прикасается», а у третьих оставляет глубокие ожоги. И пока это явление остается жизненным фактом, но не научным. Наука еще в глубоком недоумении.

Невероятно, но факт

- В 1942 году молния ударила в американца Роя К.Салливана — он лишился большого пальца ноги, но остался жив. После этого молния била в него еще шесть (!) раз, и всякий раз он отделывался сравнительно легко — ожоги, потеря брови, опаление волос. И погиб «рекордсмен» не от очередного разгула стихии, а сам наложил на себя руки.

- В 1997 году жительницу российского села Кочубино во время телефонного разговора поразила шаровая молния. С тех пор сельчанка стала притягивать к себе металлические предметы.

Кстати

Мировые очаги гроз: остров Ява — 220 грозовых дней в году, экваториальная Африка — 150, Южная Мексика — 142, Панама — 132, Центральная Бразилия — 106. В Беларуси выпадает 20 — 33 грозовых дней в течение года. Максимальное количество дней с грозой — 49 — было отмечено в 1955 году на метеостанции «Полесская» и в 1956–м в Гомеле.

Советская Белоруссия №152 (24289). Пятница, 16 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter