Шариковы поневоле

Защитники животных подняли тревогу в связи с бедственным положением бездомных кошек и собак в Гомеле...

Защитники животных подняли тревогу в связи с бедственным положением бездомных кошек и собак в Гомеле. Собрали тому свидетельства. Прокуратура области провела проверку...


Читаю вести «с дворов», поступившие в прокуратуру. Одна картина мрачнее другой. Городская служба отлова занимается санитарной «обработкой» пространства. Сачками, «пиками», о которых пишут граждане и что отрицают ловцы, кошек и собак отправляют в машину. Свидетели — прохожие, жильцы, случается, дети. В письмах — эмоции через край. Бабушки теряют сознание. Школьники во главе с пенсионерами блокируют выезд спецавтомобилю, требуя вернуть бездомную живность. От прочитанного — мурашки по коже.


— Убегавшая от ловцов собака застряла в прутьях ограды детского сада. Дети были в истерике!.. — цитирую гневное послание.


— Опрашивали работников двух детсадов, но они этот случай подтвердить не смогли, — старший помощник прокурора области Ирина Хиженок комментирует по ходу каждый абзац материалов проверки.


— А этот? — обращаю внимание на следующий сигнал тревоги. — На глазах у горожанки ловят двух ее кошек. Та согласна оплатить штраф за отсутствие зарегистрированных жетонов на животных. Упрашивает вернуть питомцев, но их не отдают. После выходных живой остается только одна кошка.


— Действительно, было. Могли вернуть, но не сделали этого — и после проверки не все поддается объяснению.


В Гомеле отловом бездомных животных занимается предприятие «Спецкоммунтранс». Почему оно это делает — понятно. Заслон бешенству, кожным болезням и прочим непредсказуемым неприятностям, когда речь идет, к примеру, о стае голодных собак. А вот как делает — отчасти просматривается сквозь материалы прокурорской проверки.


— Нарушений много, — констатирует Ирина Хиженок. — Коммунальные службы редко информируют жителей о времени отлова, из–за чего свидетелями таких акций становятся дети. Нет ветеринарного контроля за эвтаназией животных. Умерщвляют котов и собак в день отлова... Но самое главное — правила, которыми руководствуются в Гомеле, во многом противоречат утвержденным Правительством. Это касается как безнадзорных, так и домашних животных.


В областном центре правила, например, оговаривают обязательную регистрацию только собак. Относительно кошек — документальный вакуум и по регистрации домашних, и по отлову безнадзорных. Заниматься учетом животных обязаны ЖЭУ. Однако большинство ограничивается только записями в журналах. Ни удостоверений, ни жетонов владельцам здесь не выдают. Да и сам контроль коммунальников над ситуацией весьма размыт. Цифры это подтверждают. По последним данным, в Гомеле зарегистрировано 3.253 собаки и 1.889 кошек. А ежегодно бригады отлавливают более 10 тысяч «беспризорников». При этом гомельчан, оштрафованных за нарушения правил содержания домашних животных, в прошлом году было всего 56 — в основном за покусы и выгул питомцев в неустановленных местах.


Здесь и возникает вопрос: не из этого ли попустительства «вытекают» тысячи четвероногих бродяг? Купили щенком — вырос, стал неинтересен. Подарили на день рождения — оказались не готовы. Взяли для дачи — отпала необходимость. Все ненужное — на улицу...


Чем больше читаю бумаг, тем больше понимаю: происходящее — не что иное, как борьба с ветряной мельницей. А цена вопроса только в Гомеле — несколько сотен миллионов рублей в год. Столько денег в среднем уходит, чтобы убрать из города 10 тысяч ничейных собак и кошек. На следующий год все повторяется. Популяция животных восстанавливается быстро. Снова плюс–минус 10 тысяч. Снова сотни миллионов. И без перспективы перемен. Смысл? Как не согласиться с тем, что схему действий нужно менять принципиально! И начинать, возможно, с владельцев домашних животных, подняв планку спроса с них. А далее — по пунктам.


— Как считаете? — вопрос задаю Валерию Ткачеву, директору проверенного прокуратурой «Спецкоммунтранса».


— На законодательном уровне надо вводить настоящую ответственность для владельцев кошек и собак, иначе проблема не сдвинется с мертвой точки, — уверен он. — Если человек взял живое существо под опеку, должен за него отвечать. Выбросил на улицу — тоже должен ответить. Все прописать в законе и действовать воспитанием и рублем.


Придумывать ничего не нужно. Европейские государства предлагают проверенные способы. Есть вариант, когда хозяева обязаны стерилизовать домашних питомцев. Кто же отказывается это делать, платит налог, в разы превышающий среднестатистический. Правда, тогда и местным службам придется обеспокоиться: например, тем, чтобы в жилых микрорайонах для выгула собак появились площадки, которых практически нет.


Но и в нынешней ситуации, и в случае желаемых перемен без действенного контроля ничего не будет. Сам собой закон не исполнится. Ему должно помогать.


Виолетта ДРАЛЮК, «СБ».

Фото автора.


Фотофакт


В чистом поле примерно в километре от Березы недалеко от автомобильной трассы живет собака. Сама по себе.


С помощью очевидцев удалось восстановить такую картину событий. Хозяин по каким–то причинам решил избавиться от своего питомца, вывез его на автомобиле за город и выпустил. Но как псу понять, что случилось? Он остался терпеливо ждать хозяина. Тот не возвращался, а собаку стали подкармливать другие сердобольные люди. Кто–то даже привез ей старую будку, установил на обочине самодельный указатель с надписью: «Люди!!! Покормите собаку!» И иногда проносящиеся мимо авто действительно останавливаются — люди угощают пса. Глядишь, со временем найдется и новый хозяин, который заберет собачку к себе домой.


Николай СИНКЕВИЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter