Причины лишнего веса и склонности к болезням кроются в индивидуальной реакции на продукты

Шаг к умной диете

Почему не работают диеты, а белорусов с лишним весом не становится меньше, как и страдающих сахарным диабетом II типа, артериальной гипертензией, избыточным содержанием липидов в крови? Причина кроется в индивидуальной избыточной реакции на конкретные продукты питания, уверены исследователи отдела питания НПЦ по продовольствию НАН Беларуси. Вопрос упирается… в микроорганизмы, которых в теле человека триллионы.

фото vnnews.ru

Микробный диктат


Масштабное исследование в странах Европы, в котором участвовали более 25 тысяч человек, показало: от 10 до 30% людей имеют пищевую непереносимость различных продуктов — овощей, фруктов, яиц, молока, рыбы, сои, орехов… В Беларуси этот показатель — около 15%, не говоря о тех, кто имеет явную непереносимость лактозы, белков коровьего молока, глютена.


— В организме человека более 2 кг микроорганизмов, и все мы принципиально отличаемся друг от друга видовым составом кишечной микрофлоры. У каждого он уникален, достается с рождения и на всю жизнь. Находясь с нами в состоянии симбиоза, эти микроорганизмы определяют наш тип метаболизма и соответственно тип питания. То есть именно они диктуют, что нам есть, — удивляет руководитель отдела питания Валерий Шилов.

Тем не менее американские ученые выяснили, что всех людей можно разделить на 3 энтеротипа. Первый хорошо справляется со всеми видами продуктов, белками, жирами и углеводами. Второй не переносит белки, а третий «питается» исключительно углеводами. Но так как мы не знаем состав своей микрофлоры и употребляем продукты, с которыми организм справляется плохо, то постепенно наживаем себе проблемы — с давлением, весом… Интуитивно почувствовать, что именно «не идет», нельзя. Конечно, можно определить состав превалирующих микроорганизмов и так понять тип питания. За рубежом такие исследования уже начали делать на коммерческой основе. Но они требуют крайне дорогого оборудования и далеко не всем по карману. Другой подход к разработке персонифицированного питания предложили израильские ученые.

Когда вредное полезно


У диет с ограничением калорийности результат всегда один и тот же: рано или поздно вес возвращается, и часто с избытком. Оказывается, ожирение имеет память. Исследователи из Израиля выяснили, что при потере веса меняется жизненный ритм микробиома (бактериальных генов). Дело в том, что микроорганизмы в кишечнике локализованы в разных участках в определенное время суток. Изменение режима питания, стрессовые ситуации нарушают их правильное движение и функции в организме. Итог — нарушение метаболизма глюкозы.

Именно от этого факта и оттолкнулись для разработки персонифицированного питания. В исследовании приняли участие более тысячи человек — к ним применили метод непрерывного мониторирования глюкозы. Каждого снабдили датчиком, который в течение недели записывал ее уровень. При этом в рацион ввели ряд тестовых позиций: банан, хлеб, масло и так далее. Всплеск глюкозы, чрезмерная индивидуальная реакция на какой-то из них, говорил о том, что как раз этот продукт «не идет». Оказалось, что реагируют на одну и ту же еду по-разному — именно потому, что у людей разный микробиом. Одним «шли» банан и мороженое, а печенье и вафли — нет. У других все наоборот.  

— Хроническое повышение уровня глюкозы приводит к воспалительным процессам слизистой кишечника, артериальных сосудов — а дальше это артериальная гипертензия, сахарный диабет, вплоть до рака. Исключение таких продуктов помогает людям перейти к индивидуальному правильному питанию, — поясняет Валерий Шилов.

Эффективность нового метода особенно ярко была показана при работе с группой больных с диабетом II типа. Снижение уровня глюкозы в крови после приема метформина (сахароснижающего лекарственного средства) оказалось меньше, чем после исключения продуктов, на которые имелась избыточная реакция! Неудивительно, что метод ее определения взяли на вооружение и наши ученые. Он применяется в недавно созданной в НПЦ по продовольствию научно-исследовательской лаборатории функционального питания.
За короткое время в лаборатории составляют «паспорт здоровья», включающий состояние всех органов и систем, биологический возраст, энергетическую пирамиду — сколько пациент получает и расходует энергии, имеющиеся заболевания. Затем идет недельный мониторинг глюкозы — дорогостоящий датчик крепится на кожу в районе талии. И только после сопоставления всех показателей выдаются рекомендации по питанию. Наши ученые первыми на постсоветском пространстве освоили такой подход.

В своей тарелке


Оборудование лаборатории позволяет полностью протестировать исходное функциональное состояние человека, изучить индивидуальные реакции на еду и дать рекомендации по персональной диете. Тут есть анализаторы обменных процессов, состава тела и жировой ткани, программно-аппаратный диагностический комплекс анализа биоритмологических процессов — «фрактальная нейродинамика», комплекс для расчета индивидуальной диеты и, конечно, системы постоянного мониторирования глюкозы.

— В НПЦ ведется разработка продуктов для детей, страдающих редким генетическим заболеванием — фенилкетонурией, и при помощи нового метода мы уже начали исследования эффективности и безопасности такой пищи, — говорит Валерий Шилов.

Тут готовы работать и с теми, кто захочет «выстроить» себе умную диету. Пока такая работа шла на добровольцах и показала немало интересного. Например, белый хлеб с маслом давал меньший глюкозный ответ, чем цельнозерновой. Такой же результат, если пищу запивали водой, — вопреки расхожим рекомендациям не пить во время еды. Не так резко, в отличие от сахара, поднимал глюкозу мед. Это ферментированный продукт, который способствует росту и поддержанию функции собственной полезной микрофлоры, как и квашеная капуста, соленые огурцы, яблочный и винный уксус. Все продукты брожения, говорит руководитель отдела питания, полезны.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter