Сеть высокой культуры

О проблемах интернета

В середине 80–х годов XIX века немецкие инженеры Готтлиб Даймлер и Карл Бенц создали и запатентовали самодвижущийся четырехколесный экипаж с бензиновым двигателем. Так родился современный автомобиль. Но пройдут десятилетия, прежде чем появятся правила дорожного движения. Допустим, в Великобритании (по тогдашним меркам супердержава) первые официальные ПДД были опубликованы лишь в 1931 году, когда по туманным дорогам Альбиона уже колесило больше двух миллионов авто... Величайшим изобретением нашего времени, безусловно, является интернет. Рано или поздно с ним должно произойти то же, что и с дорожным движением, — какая–то регулировка.


Кто–то может возразить: «всемирная паутина» — не открытый космос, и законы гравитации, как и все прочие законы, в ней действуют такие же, как на Земле. Что тут еще придумывать?


Действительно, если речь идет об уголовном преступлении, ну, например, краже, то для правоохранительных органов совершенно без разницы, где она происходит — в сети или в сети банкоматов. На днях в США были задержаны американец и двое его сообщников из России, которые на троих украли 130 миллионов (!) номеров банковских карточек. Теперь пусть попробуют на троих разделить 35 лет тюрьмы, которые им грозят.


Все, что требуется, — это увеличивать штат отделов по борьбе с киберпреступностью в МВД. Как того недавно потребовал профсоюз полицейских Германии (DPolG). По словам председателя этой организации Райнера Вендта, интернет является «самым большим местом преступления в мире». Поэтому стражи порядка из ФРГ предлагают выделить им на подмогу еще две тысячи киберполицейских, которые будут нести «усиленное патрулирование в сети».


Но что делать, если речь идет не об уголовном преступлении, а о таких вещах, которые в обычной жизни регулируются совестью, моралью, воспитанием или просто боязнью получить сдачи.


Главный соблазн и, по–моему, самая большая проблема интернета — это его анонимность. Что же касается нравов «анонимщиков», то... Любители анонимок всегда стоят в первых рядах злодеев — у них есть интерес к маскировке.


Конечно, это иллюзия — думать, что ты находишься один на один со своим компьютером. Но не будешь же каждый раз бегать в суд с иском о защите чести и достоинства, когда тебя в чате обозвали, предположим, отцеубийцей — интернет и право очень далеки друг от друга.


Посещение некоторых белорусских форумов утверждает меня в мысли, что некое подобие ПДД в интернете просто необходимо. Видимо, такая же мысль посетила германского министра по делам семьи Урсулу фон дер Лайен после посещения немецких сайтов. Потому что она предложила федеральному правительству совместно с юзерами разработать кодекс, который не только бы оговаривал ответственность за распространение детской порнографии, но и устанавливал нормы уважительного общения в социальных сетях, на форумах и в чатах.


Правда, министр юстиции ФРГ Бригитта Цюприс ответила коллеге: «Мы не хотим устанавливать никаких органов цензуры в сети». Так что в Германии пока не решили, как сделать так, чтобы не выплеснуть вместе с грязной водой и ребенка. Но поиск путей решения очевидной проблемы наверняка будет продолжен.


В Китае попробовали оснастить все компьютеры программой фильтрации, чтобы, по официальной версии, спасти молодежь от порнографии и прочих вульгарностей, но в итоге Пекин вынужден был отказаться от этой затеи как от трудновыполнимой. Так что там тоже в поиске.


А в Казахстане последовательно идут своим путем. Там принят закон, который приравнивает все интернет–ресурсы: сайты, блоги, интернет–магазины, электронные библиотеки и т.д. — к СМИ с соответствующей уголовной и гражданской ответственностью. Кому–то, возможно, кажется, что Казахстан не пример, что «это — Азия», но в следующем году к Астане перейдет председательство в ОБСЕ. Вот тогда Казахстан наверняка и поделится с остальными 55 членами этой организации результатами своего эксперимента. Пока говорить об эффективности этого закона рано, поскольку он вступил в силу только в начале августа.


...Первая попытка обобщить ПДД была предпринята ровно 100 лет назад на международной конференции в Париже. Но к тому времени англичане уже привыкли ездить с левой стороны дороги, а остальные европейцы — справа. В целом правила движения и дорожные знаки во всех странах мира сегодня совпадают, и опытный водитель не должен растеряться, если окажется в чужой стране. С левым рулем, конечно, сложнее. Возможно, миру стоит озаботиться общепринятыми нормами поведения в киберпространстве. Дорога должна быть понятной и удобной для всех без исключения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter