Сериал: случай в пути...

Куда катит общественный транспорт?

Куда катит общественный транспорт?


Серия серьезных аварий с участием троллейбусов и автобусов встревожила многих пассажиров. Десятки пострадавших — таков неутешительный итог шести крупных дорожно–транспортных происшествий в Минске. Некоторые специалисты называют такие ДТП «делом случая». Мол, вину водителей еще предстоит установить и доказать. Другие видят закономерность и твердо убеждены: будь водители более ответственными и внимательными, абсолютного большинства инцидентов можно было бы избежать.


Доли секунды


Каждый из нас наверняка не раз замечал мобильный телефон в руках водителя переполненного автобуса или трамвая. Он, как Юлий Цезарь, умудряется делать несколько дел одновременно: одной рукой крутить руль, другой держать у уха трубку и непринужденно разговаривать. А иногда даже делать снимки на фотокамеру мобильника. Просто чудеса ловкости!


«Я профессионал и умею рассредоточить свое внимание», —  едва ли не восклицает водитель автобуса 100–го маршрута, один из постоянных посетителей интернет–форума на сайте «Минсктранса». Возможно, именно самоуверенность привела к одной из самых серьезных аварий с участием общественного транспорта за последние годы. Напомним, февральским утром женщина–водитель с 25–летним стажем на новеньком троллейбусе 3–го маршрута недалеко от станции метро «Могилевская» въехала в столб. Тогда пострадали 22 пассажира. У одного из них рентген показал несколько закрытых оскольчатых переломов со смещением.


Что стало причиной дорожного инцидента? Мнения разнятся. Многочисленные свидетели утверждают, что дама более 20 минут разговаривала по мобильному телефону, не следила за дорогой и не реагировала на замечания. Это, кстати, подтверждают и транспортники. Со слов водителя, в новом (!) троллейбусе якобы отказали тормоза. Чтобы не столкнуться со стоящими впереди автомобилями, она пыталась притормозить о бордюр, однако троллейбус неожиданно выскочил на тротуар.


Начальство «Минсктранса» на неумелые фантазии отреагировало незамедлительно. Горе–водителя перевели в кондукторы (решается вопрос о возбуждении уголовного дела), руководству троллейбусного парка № 2 объявили выговоры. А отдел безопасности движения «Минсктранса» провел внеплановые инструктажи, усилил проверки. Теперь водителей настоятельно призывают отказаться не только от разговоров по мобильному телефону, но и от курения, прослушивания музыки за рулем (что, к слову, и без того запрещено должностной инструкцией).


А как же гарнитуры, они ведь не запрещены ПДД, возразят водители. Но ведь уже доказано, что устройства вроде блютуза, хэндс–фри и громкой связи освобождают руки, но не сознание. Может быть, стоило бы запретить и их?


— В перспективе мы планируем рассмотреть такое предложение, — ответили мне в УГАИ МВД. — Но готово ли к этому наше общество? Пока нет. Между тем проблема гораздо шире. Что еще отвлекает водителя от дороги? Курение, объявление остановок по микрофону во время движения, продажа талонов. Возможно, все это придется запретить на законодательном уровне.


Часто на дороге все решают доли секунды, от концентрации  внимания водителя общественного транспорта зависит безопасность не одного человека. Потом можно доказывать сколько угодно, что отвлекли, помешали, сбили с толку... Вина все равно лежит на управлявшем троллейбусом, автобусом. Причиной столкновения двух трамваев на диспетчерской станции «Серебрянка» косвенно стал... пульт информационной системы (с его помощью объявляют остановки, настраивают бегущую строку в салоне и внешнее табло). Вагоновожатая одного трамвая лишь на мгновение отвлеклась, чтобы переключить табло, и не заметила другой — впереди стоящий. Ее коллегу увезли в больницу с переломом основания черепа.


Счет на мгновения


Стремясь нагнать время, потерянное в заторах, и уложиться в жесткий график, водители пытаются сэкономить секунды на остановках. Не успеют пассажиры выйти из салона, как из динамиков уже раздается безапелляционное: «Асцярожна, дзверы зачыняюцца...» Люди спешат, что порой чревато весьма серьезными последствиями...


Очень неприятный инцидент произошел 23 января на улице Чкалова. Из троллейбуса выпала пожилая пассажирка. Ее нога оказалась зажата колесом. Закрытая черепно–мозговая травма, скальпированная рана голени, травматический шок... Пострадавшая до сих пор находится в больнице в тяжелом состоянии. Специалисты «Минсктранса» в вывешенных на диспетчерских станциях сообщениях–«молниях» пишут, что водитель троллейбуса поехал с открытой дверью и не заметил, как из задней двери выпала женщина. Следователи утверждают, что не все так однозначно. Мол, по конструкции машина не смогла бы тронуться с места при открытых дверях...


А подобный случай в начале марта завершился трагедией. Тогда 75–летней старушке на улице Железнодорожной колесом троллейбуса переехало ногу. Ее госпитализировали с открытым переломом костей голени. Пожилая женщина провела в больнице четыре дня. Ногу пришлось ампутировать. А 8 марта пострадавшая скончалась от инфаркта. Сотрудники Госавтоинспекции до сих пор пытаются восстановить картину произошедшего.


— Каждый день мы узнаем все новые детали происшествия, — рассказали мне в отделе расследования ДТП следственного управления предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома. — Отрабатываем несколько версий. Женщина могла поскользнуться, зацепиться. Не исключаем, что зажало дверью сумку или руку, как утверждают на интернет–форумах очевидцы. Только не нужно спешить с обвинениями в адрес водителя. Он, к слову, сам очень сильно переживает.


Выйти из строя!


Ранним утром 20 февраля десятки людей ехали на работу в троллейбусе 35–го маршрута. Вдруг раздался громкий хлопок и ЗиУ резко затормозил. Многие пассажиры не смогли удержаться на ногах и упали. Двоих забрала карета скорой помощи. Позже выяснилось, что у старенького троллейбуса лопнуло правое заднее колесо.


— Техническому состоянию общественного транспорта мы уделяем особое внимание, — говорит начальник отдела технического надзора Минской ГАИ Анатолий Чернушевич. — Например, в феврале совместно с транспортным контролем Министерства транспорта и коммуникаций провели внеплановые проверки. Результаты обескуражили. На маршруты выходили автобусы, не прошедшие техосмотр, с просроченными регистрационными карточками, с неисправными спидометрами и т.д. Нарушений — уйма. Привлекаем к ответственности как водителей, так и должностных лиц.


Порой, когда к остановке подъезжает очередная древняя «коптилка», прежде чем войти в салон, еще сто раз подумаешь. А вдруг случится пожар? За последние годы старые автобусы МАЗ  неоднократно горели. Отваливающиеся люки (того и гляди, ударят по голове), шатающиеся поручни, щели размером в палец между створками дверей... А по одному из маршрутов недавно ходил автобус чуть ли не с сантиметровой трещиной в полу. Увы, бывает и такое.


В то же время безопасность движения и качество обслуживания зависят и от состояния здоровья водителя. Конечно, каждое утро перед выездом на маршрут их проверяют медицинские работники. Но почему в прошлом году не один автобус врезался в столб из–за того, что водители теряли сознание? Печальную статистику пополнил инцидент, произошедший 11 марта. Тогда лишь по счастливой случайности никто не пострадал.


— Автобус «Неман» ехал без пассажиров по улице Гамарника, — листает материалы дела старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Советского района Виталий Зиновенко. — При повороте налево вылетел в столб. Прибывшим на место ДТП сотрудникам Госавтоинспекции еще минут десять пришлось искать водителя, который гулял поблизости. Своим поведением он напоминал пьяного: толком объяснить ничего не мог. Приехавшие медики предположили, что во время аварии 36–летний мужчина был без сознания: уровень сахара в крови был превышен в несколько раз. Как выехал со станции, почему отправился в сторону микрорайона Зеленый Луг, не понимает. Лишь разводит руками: мол, получилось на автомате...


* * *


Странное дело, не обо всех происшествиях руководители автобусных и троллейбусных парков докладывают начальству. Это уже совсем никуда не годится...


— Ежеквартально, а то и ежемесячно руководство «Минск-транса» обращается в Госавтоинспекцию с просьбой предоставить списки водителей–нарушителей предприятия, — рассказывает начальник отдела по агитации и пропаганде Минской ГАИ Жанна Тройно. — Оказывается, о некоторых авариях и нарушениях они узнают только от нас.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter