Сердечное пространство

Каждый год только в Минске инфаркт миокарда случается почти у 4.000 человек...

Человек внезапно хватается за сердце от боли. Суматоха вокруг. Звонок в «скорую». Реанимация. Каждый год только в Минске инфаркт миокарда случается почти у 4.000 человек. Более четверти из них моложе 60 лет. Но есть в лексиконе медиков грозное собирательное понятие — острый коронарный синдром (ОКС), в которое объединили инфаркт и прогрессирование стенокардии. Каждый год этот диагноз становится фатальным для более чем 270 минчан (каждого пятнадцатого из тех, у кого случилась «сердечная атака»). С одной стороны, если сравнивать печальный показатель с реалиями соседки–России, то наша цифра в два раза меньше. С другой — улучшить работу по оказанию экстренной медпомощи пациентам с ОКС — дело жизненно важное. В буквальном смысле. Ведь по тому, как действуют медики в столь чрезвычайной ситуации, судят об общем уровне здравоохранения в стране. Чуть более года назад в Минске был дан старт пилотному проекту «Острый коронарный синдром». Результат оказался столь впечатляющим, что министр здравоохранения Василий Жарко считает: этому примеру должны последовать все регионы. Что же имеется в виду?


Внутренняя интервенция


Ранее классический вариант развития событий выглядел так: поставив «сердечный диагноз», врач «скорой» проводил тромболитическую терапию — еще до момента госпитализации вводил больному препарат, который растворяет тромб, восстанавливая кровообращение. Методика неплоха, но далека от идеальной, ведь не всегда применима.


То ли дело новая стратегия лечения с участием интервенционных (хирургических) методов. За сложным названием стоит отработанный алгоритм современной диагностики и лечения. Суть в том, что, оказав первую помощь, бригада «скорой» тут же связывается с отделом координации и получает информацию о наличии свободных мест в клиниках, где пациенту проведут ангиографическое исследование и стентирование сосуда сердца. Ангиография помогает увидеть место, где образовался опасный для жизни тромб, а стентирование — предотвратить инфаркт: при помощи «укрепляющего каркаса»–стента сосуд расширяется изнутри и фиксируется его просвет.


Но современный подход требует и новой инфраструктуры кардиологической помощи — создания сети медицинских учреждений, которые бы оперативно отзывались на экстренные сердечные ситуации. «Согласно общемировым стандартам от момента контакта пациента с доктором «скорой» при острой сердечной боли до введения ему стента в идеале должно пройти не более 90 минут. Такой временной коридор называют «золотым»: тогда количество необратимых последствий минимально. Если же время затягивается, эффективность интервенционных методов снижается», — объясняет основную сложность главный врач Минского городского кардиологического диспансера Александр Пацеев. Здесь действует медицинское правило: чем раньше, тем лучше, чем дальше, тем меньше.


Проект создания в столице единого кардиологического пространства объединил потенциал многих клиник. Спасительную интервенцию ныне в круглосуточном режиме проводят специалисты РНПЦ «Кардиология» и Минской областной клинической больницы. В 1–й, 9–й и 10–й городских клиниках, а также в Больнице скорой медицинской помощи круглосуточно спасают людей с острым коронарным синдромом. Благо, когда проект только набирал силу, в течение 2010 года, РНПЦ «Кардиология» и БелМАПО подготовили 14 кардиологов, которые специализируются на таких видах операций. И если раньше лишь 4 процента пациентов с ОКС доставлялись в клиники в срок до 90 минут от первого контакта с медиком, то сейчас — без малого 99 процентов!


КардиоГрамота


Но порой активной работе врачей по новым правилам мешают... сами пациенты. Сценарий слишком часто повторяется: доктор ставит диагноз ОКС, объясняет больному всю опасность состояния, а тот руками–ногами сопротивляется госпитализации. Мотивы самые разные — от «работа горит» до «в больницу никак нельзя, ведь дома кошечек (собачек) не на кого оставить». При этом в любой момент может случиться непоправимое! Никак нельзя потерять те самые «золотые» 90 минут!


Еще одна большая проблема — когда именно обращаются за помощью. Порой люди готовы терпеть сердечную боль до последнего, руководствуясь расхожим «лягу поспать, а там все пройдет». И лишь 4 из 10 с сердечным приступом зовут медиков на помощь в первые 6 часов, каждый третий — в течение 24 часов. Остальные — только после суток мучений!


И все же пилотный проект минских кардиологов обещает в скором времени стать алгоритмом для всей страны. Сегодня специалисты говорят о том, что по современным стандартам медицинскую помощь получили уже 2,5 тысячи минчан, снизилась смертность от острого инфаркта миокарда. А завтра? По мнению Александра Пацеева, новые подходы позволят в дальнейшем резко сократить смертность от острых форм ишемической болезни сердца и возвратить к труду до 90 (!) процентов пациентов. В общем, профессионалы признают: пилотный проект можно считать успешным не только на старте, но и на финишной прямой. Продолжение следует.


Совет «СБ»


Боль — это признак ишемии миокарда, когда сердечная мышца недополучает кислород, что приводит к нарушению обменных процессов. Она может быть ноющей, давящей, колющей, жгущей и др., отдавать с левой стороны в плечо, область лопатки, половину шеи, в нижнюю челюсть. Чаще появляется при физической нагрузке или в стрессовой ситуации. Но, бывает, возникает сама по себе, без видимой причины в состоянии покоя или сна. Терпеть сердечную боль нельзя ни при каких условиях! Срочно примите таблетку нитроглицерина под язык, чтобы расширить коронарные сосуды и улучшить кровообращение миокарда. Если такие приступы стали частыми и более интенсивными, длятся дольше 20 минут и не уходят после нитроглицерина, — это явная угроза инфаркта. Немедленно вызывайте «скорую»!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter