За 6 лет количество интернатов сократилось почти вдвое

Семьи разные важны

Каждому ребенку нужна семья. Но жизнь иногда распоряжается по-другому, и тогда за его судьбу отвечает уже государство. В 1990-е каждый второй осиротевший ребенок помещался в интернатное учреждение. Время показало, что это не лучший старт в жизни: потом есть сложности с адаптацией в обществе, созданием семьи, самореализацией. Поэтому с 2008 года и был взят курс на постепенное замещение интернатного воспитания устройством в замещающие семьи или возращением в родные. Процесс получил название деинституционализации и дал впечатляющие результаты. За 6 лет количество интернатов системы образования сократилось с 73 до 39. Придем ли мы к тому, что понятие "детдом" вообще останется в прошлом? Заместитель министра образования Виктор ЯКЖИК считает, что действовать тут надо с разумной осмотрительностью, деликатным и комплексным подходом: 

 Деинституционализация началась в контексте преодоления социального сиротства. С этой целью в 2006 году был принят и Декрет № 18. Фактически с его выходом возобновился забытый, казалось бы, с советского времени процесс восстановления родителей в их правах. Сегодня в родные семьи уже возвращено столько детей, сколько составляет контингент 17 детских домов. Все меньше детей и помещается в интернаты. Например, в 2014 году в них определен 351 ребенок, и это на 118 меньше, чем в 2013-м. 


Чаепитие в детском доме семейного типа Ольги и Максима Лазакович. Фото Татьяны Столяровой.

 Декрет предусматривает материальные меры воздействия на нерадивых родителей, но для восстановления семей нужна и другая работа.

 Декрет не надо понимать как сугубо материальный документ. В нем заложена система ранней профилактики семейного неблагополучия, от эффективности которой зависит, сколько детей станут или не станут сиротами при живых родителях и пополнят или не пополнят интернаты. Декрет предоставил юридическую базу для создания социально-педагогических центров, которые работают не только с неблагополучными семьями - это обязательно, но в целом консультируют семьи и могут мгновенно среагировать на сигнал о неблагополучии, оперативно оказать помощь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. При этих центрах действуют отделения социальных приютов, куда дети помещаются на несколько месяцев, если их признали нуждающимися в социальной защите. В них созданы условия для жизни, развития и воспитания несовершеннолетних от 3 до 18 лет. Параллельно проводится психолого-педагогическая работа с ребенком и его семьей, межведомственное взаимодействие. Эта работа педагогов, может, не так видна, но она крайне важна! Ведь можно подсчитать, сколько родителей восстановлено в родительских правах, и очень сложно - скольким помогли избежать их потери. На такую профилактику работает 138 социально-педагогических центров и при них 112 детских социальных приютов. 

 Тем не менее в интернатах воспитываются 4,5 тысячи детей... 

 За последние 10 лет количество детей в детских интернатных учреждениях уменьшилось вдвое. Уже есть районы, особенно в Минской области, где, если ребенок осиротел, он сразу же помещается в опекунскую, приемную семью или детский дом семейного типа. Идет развитие семейных форм воспитания. И здесь важна не только экономическая эффективность, хотя она тоже есть, но прежде всего то, что сам процесс воспитания в семье лучше формирует личность. Также не стоит забывать о том, что у нас стабильно 500 - 600 детей в год усыновляются. Это немалое количество, показывающее уровень зрелости общества. Думаю, если процесс не форсировать искусственно, а подпитывать, это поможет в обозримом будущем отказаться от институциональных учреждений.


Виктор Якжик. Фото Александра Ружечка, «СБ».

 Значит, вполне реально, что в перспективе у нас не останется детских домов, как, к примеру, это произошло в Абхазии или США? 

 Будем стремиться к минимизации институциональных форм воспитания, но, думаю, в ближайшей перспективе один-два интерната все же будут функционировать. Есть, например, Сенненская школа-интернат, где создана уникальная воспитательная система, ученики показывают очень хорошие результаты социализации, постинтернатной адаптации. Думаю, она будет реорганизована одной из последних. А в целом, как бы мы ни хотели избавиться от детских домов, надо смотреть правде в глаза: есть категории детей, которым трудно найти семью. Это, во-первых, подростки. Да, у нас есть хорошая тенденция - отсутствие младших и даже 5-х классов в школах-интернатах. Но старшеклассники есть практически во всех. Во-вторых, это дети, чьи родители ограничены в дееспособности в связи с психиатрическими заболеваниями. В-третьих, имеющие несколько родных братьев или сестер. И, наконец, дети с особенностями психофизического развития, устройство которых в семьи - основная задача на ближайшую пятилетку. Скажу, что и сегодня есть замещающие родители, которые принимают на воспитание таких детей. Но в целом без мер дополнительного стимулирования тут не обойтись. Это и программа обучающих семинаров для родителей, и волонтерская помощь, и предоставление дополнительных дней разгрузки, отпуска. Уже действует такая форма подготовки, как гостевая семья: когда семья принимает на выходные дни и каникулярный период ребенка-сироту. 

 Какова судьба закрытых школ-интернатов? Все ли дети из них устроены в семьи?

 С 2008 года закрыто 37 и реорганизовано 9 интернатов системы образования. Судьба школ разная. Есть ветхие здания, которые больше не используются, есть преобразованные в другие учреждения - в основном переданные в систему соцзащиты, есть и те, что остались в системе образования, например, там открыты детские оздоровительные лагеря, кадетские училища. Интернаты закрывались, когда большинство детей уже находили замещающую семью. Были единичные случаи, когда воспитанники переводились в другое детское интернатное учреждение в пределах одного района. Никто из педагогов не остался за бортом - они трудоустроены в учреждения общего среднего и дошкольного образования, в социально-педагогические центры, а многие стали профессиональными приемными родителями. 

 У нас возник уже целый институт замещающих семей, их более 10 тысяч. Достаточно ли этого, чтобы решить проблему сиротства? 

 В конце октября мы планируем провести первый белорусский форум приемных родителей и замещающих семей, где органы государственной власти, общественные объединения напрямую пообщаются с родителями-воспитателями, приемными родителями, опекунами, усыновителями. Чем больше будет закрываться интернатных учреждений, тем больше понадобится профессиональных родителей. Уже ясно, что нам надо будет подготовить их еще как минимум 4 тысячи. Конечно, это увеличит нашу ответственность за положение детей в таких семьях. Работа по подбору и обучению родителей очень кропотливая. Случайные люди не должны приходить в эту сферу. Очень важно и сопровождение семьи. К сожалению, есть примеры профессионального выгорания, когда родитель-воспитатель после 10 лет успешной работы получает профессиональный срыв. Если его вовремя не заметить, не скорректировать, это может привести к потере квалификации родителя-воспитателя. Иногда ему надо просто что-то подсказать или предоставить полноценный отпуск на 56 дней, пока дети побудут в другой семье. Для поддержки замещающих родителей специалистами органов охраны детства, социально-педагогических центров проводятся тренинги, семинары-практикумы и др. Иногда есть необходимость и в специальной коррекции. Поэтому нельзя допускать, чтобы семьи закрывались от органов опеки, от педагогов - так можно упустить первые признаки выгорания.

 Делается ли ставка на какую-то определенную форму приемных семей? 

 Для нас одинаково важны все семейные формы, но есть уникальная - детский дом семейного типа, их у нас уже 243, - которая особо поддерживается государством. Она предполагает много детей в семье - более 5, но до 10. Обычно в ней 7 - 8 ребят. В основном на эту форму идут родители, которые имеют опыт воспитания приемных детей. И это приятно. Основная их поддержка, кроме всех положенных выплат, - строительство за государственный счет или предоставление служебного жилья. Обычно это коттедж или большая квартира. Есть родители, воспитавшие уже 30 - 40 детей. Это очень благородный труд. Хочу выразить огромную признательность всем родителям-воспитателям и приемным родителям. 

 Есть ли у приемных родителей представительская структура, которая отстаивала бы их интересы? 

 Пока нет. И я вижу, что это наиболее необходимо в районах. Должно быть общественное объединение либо совет родителей-воспитателей, которые бы активно взаимодействовали с органами районной власти, прежде всего с отделами образования, спорта и туризма. Нужна возможность прямого диалога. Это один из вопросов для обсуждения на форуме в октябре. Ведь к нам приходит немало обращений от родителей-воспитателей по изменению законодательства. Мы их анализируем и порой видим: то, что предлагается, уже в законах отражено. Но на местном уровне не смогли правильно это объяснить. А что-то вообще должно решаться на практике в конкретном районе. И только небольшая доля обращений действительно затрагивает вопросы, которые не урегулированы. Конечно, жизнь меняется, должна меняться и нормативно-правовая база. Она создавалась тогда, когда институт приемной семьи только зарождался и трудно было даже представить, кто это - профессиональная мама, а теперь есть и понимание, и уважение к такому труду. Мы видим те моменты, которые надо видоизменить, но без совета с родителями, диалога этого делать не будем. 

В зеркале цифр и фактов 

За последние 10 лет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось на 5.980 человек. В 2005 году их доля среди всех детей была 1,45%, в 2014-м - 1,24%. 

В начале 1990-х годов в интернаты помещались 50% осиротевших детей, в прошлом году - 13,16%.

В 2007 году в интернатах воспитывались более 10,5 тысячи детей-сирот, сейчас - 4,5 тысячи.

В 2006 году было выявлено социальных сирот - 4.472, в 2014-м - 2.640 (в 1,6 раза меньше).

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 171 (24801). Вторник, 8 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter