Семь благословений

Даже просто произнося слово «свадьба», мы испытываем целый спектр чувств, кем бы ни был наш собеседник. Безусловно, говоря о религиозной свадьбе, мы акцентируем внимание на обдуманном шаге жениха и невесты, а также на подготовке к святому событию с правилами и ожиданиями.

Еврейская свадьба предусматривает два этапа — «ирусин» (помолвку) и «киддушин» (обручение). Когда-то они проводились в разное время, но сегодня происходят на одной церемонии. Во время еврейской свадьбы («хупы») раввин показывает подписанную свидетелями «ктубу» (брачный документ, идее которого не менее 2000 лет) и может прочитать написанный там текст. Жених надевает кольцо на палец невесте (есть также обычай, когда и невеста надевает кольцо жениху), говоря при этом, что этим кольцом супруг (супруга) посвящается по закону Моисея и Израиля. Но, помимо этого, есть еще и третий этап «хупы». И если два первых этапа очень похожи на действия в загсе (обмен кольцами, подписание брачного свидетельства), то третий этап — «шева брахот», или семь благословений — заслуживает особого внимания.

На прошлой неделе я проводил в Минске «хупу» для молодоженов Александра и Марии (Элиезера и Мории). При подготовке к церемонии я предложил им, чтобы перевод священного текста семи благословений на русском языке прочитали их близкие и друзья. Мол, это не только поможет привлечь к церемонии всех участников, но и внесет что-то новое в рамках чтения традиционного текста. Надо заметить, что, помогая готовить и проводить еврейские свадьбы последние 18 лет, я нередко сталкиваюсь с тем, что молодожены хотели бы внести в церемонию что-то новое, но не знают, не запрещены ли эти новшества, и сомневаются, как отнесутся к ним гости.

Чтение благословений близкими и друзьями в переводе действительно новый обычай конца ХХ — начала ХХІ века. А вот сам текст «шева брахот» обсуждается уже в Талмуде (трактат Ктубот 8) веков так 16—18 назад. Благословения включают благодарность Всевышнему за создание всего во славу Его, создание человека, мужчины и женщины, привнесение в мир радости для жениха и невесты.

Мудрецы говорят о значимости этих благословений, в которых указаны разные виды радости (внутренней и внешней) и такие важные для каждой семьи понятия, как любовь и братство, мир и дружба (на иврите «агава и ахва, шалом и реут»). В книге Зогар (глава Трума), говорящей о мистике в традиции («каббале»), описывается, что в этих благословениях не просто святость слова, но и основы мироздания, такие как доброта, сила, великолепие, вечные ценности, красота, фундамент творения и его понимание.

Однако при этом Талмуд дает примеры (Ктубот 8а) случаев, когда некоторые мудрецы произносили из семи благословений лишь пять или шесть. Скорее всего, это были исключения из правил, хотя на этой же странице обсуждаются и иные вариации, как и при каких обстоятельствах произносить семь благословений. Это можно делать как по окончании церемонии, так и в течение семи дней после «хупы» во время благословения после еды.

Изучая все это с молодоженами, мы приходим к мысли, что и раньше в правилах были исключения, а инновации если не приветствовались, так обсуждались. И примеры, дошедшие до нас от предыдущих поколений, говорят, что новым может стать что-то из незабытого старого. Пусть же благословения и знания будут для нас тем, что поддерживает нас, в том числе и в минуты радости.

Раввин Григорий Абрамович.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter