Сельская школа берет не числом, а умением

Образование в сельской местности нынче становится едва ли не приватным...

Образование в сельской местности нынче становится едва ли не приватным. Конечно, даже 50 учащихся в одной отдельно взятой школе — порой причина, чтобы ее закрыть, реформировать, а всех учеников отправить учиться в ближайший перспективный агрогородок. Но в Витебской области еще остались учебные заведения, где детишек не наберется и десятка. Начальные, правда. В прошлом году их было чуть более двадцати, теперь, по нашим подсчетам, осталось всего восемь. Мы посетили одну из таких школ — в деревне Горбачево Россонского района, которая существует ради 9 учеников и 4 воспитанников.


Урок первый: история


Когда–то этой школе не было равных на областных туристических слетах и спортивных соревнованиях. «Мы даже витебских запросто затыкали за пояс», — с нескрываемой гордостью рассказывают мне ее выпускники. Бережно хранящиеся за стеклом у входа в спортивный зал медали, кубки, грамоты за десяток лет превратились в те артефакты, которые нет–нет да и заставляют взгрустнуть о былом многоголосии белорусских деревень.


У входа в школу непривычно тихо. Мы на пороге типового двухэтажного здания, которое своей формой чем–то напоминает вагончик. На фасаде вагончика — 22 окна. Увы, в темное время суток будут светиться лишь несколько.


— В школе пять первоклассников и четыре третьеклассника. Еще четыре ребенка посещают местную группу детского сада. То есть всего 13 человек. Сотрудников — 12. Директор, два учителя, воспитатель, сторожа, повара... — вводит в курс дела начальник отдела образования, спорта и туризма Россонского райисполкома Виктор Мельников.


Впрочем, это вовсе не значит, что в Горбачево и окрестных деревнях нет, например, второклассников или четвероклассников. Есть. По одному. Вести с ними, по сути, индивидуальные занятия посчитали нецелесообразным. Теперь эти дети, равно как и другие 14 учеников из агрогородка, каждое утро на школьном автобусе держат путь за 15 километров — в среднюю школу в деревне Заборье.


Здешняя система среднего образования мне чем–то напомнила русскую матрешку. Матрешка–«внучка» — это маленькая школа в Горбачево. Она, считайте, филиал школы в Заборье, где учатся 34 человека, — матрешки–«дочки». Однако набрать, скажем, 6–е или 9–е классы не смогли и там. Рекомендации Министерства образования строги: в классах должно быть не меньше пяти учащихся, чтобы дети находились в социуме. Поэтому, дабы укомплектовать параллели, было решено отправить ребят еще за 15 километров — в школу в Краснополье, своего рода матрешку–«маму».


— Обмениваемся и учителями. Содержать в маленькой школе отдельно преподавателя пения, рисования или физкультуры слишком затратно, — считает каждую копейку Виктор Мельников. — Да и кадровая проблема на селе достаточно остра. Поэтому, скажем, преподаватель немецкого из Заборья параллельно работает и в Горбачево. Кстати, в Заборской средней школе часть немногочисленных школьников изучают немецкий язык, часть — английский. Связано это с оптимизацией, когда в одном учебном заведении собираются школьники из разных школ.


Урок второй: труд


Местные власти уверяют: директором сельской школы должен быть не талантливый педагог и даже не толковый организатор, а крепкий хозяйственник. Который в случае чего сможет заменить и сантехника, и электрика, и вовремя обнаружить, где протекла крыша. Образовательный процесс — конечно, дело необходимое, но и про бытовые условия забывать нельзя. В малюсенькой столовой всего на два стола нынче помещаются все ученики одновременно. И Никита, и Рита, и Максим, и Саша, и Влад, и Таня, и Сергей, и Вадим, и Денис. Для них девятерых, как в престижном ресторане, работают сразу два человека. Понятное дело, о рентабельности здесь речь не идет. Но, может быть, стоило пригласить — в целях оптимизации — поваров со стороны? Например, из ближайшего хозяйства?


— О чем вы? — рассуждают в райисполкоме. — Реалии и там нынче таковы, что обеды они себе заказывают в россонском общепите. К тому же для детей положена другая диета. Не забывайте и о социальном аспекте. Полторы ставки повара в деревне — это все же два рабочих места.


Урок третий: география


Россонский район стареет. На 1 сентября за парты здесь сели всего 953 человека. Меньше, чем в среднестатистической минской школе! Две трети из них — непосредственно в районном центре. Ради оставшихся трех с половиной сотен человек работают семь школ. Иначе не получается. Расстояния слишком большие. С севера на юг — 45 километров, с запада на восток — и вовсе едва ли не 70. Представьте себе, сколько ежедневно придется наматывать школьным автобусам, если оптимизацию провести по нормам, а не по уму.


— Конечно, мы все же придем когда–нибудь к тому, что в районе останется всего три школы. В Россонах, агрогородках Клястицы и Краснополье, пусть и плечо подвоза кое–где будет порядка 40 километров. Дело в том, что содержание школы в Горбачево ежегодно обходится в 70 миллионов рублей на одного ученика. Немыслимо, когда средняя по стране цифра — девять миллионов. Больше всего тянет отопление. Проблема в том, что второй этаж фактически законсервирован, но коммуникации такие, что поставить эффективные заглушки мы не можем. Кстати, в детском саду в Янковичах в прошлом году содержание одного воспитанника было и того больше — 115 миллионов, — констатирует Виктор Мельников.


Альтернативой подвозу — а только на нужды средней школы в Клястицах работают три школьных автобуса — вполне могут служить интернаты. Решение неновое. Такие раньше были при большинстве школ. Нынче лишь один, в Россонах. Слишком уж жесткие требования.


Урок четвертый: туризм


Природные ландшафты в Россонском районе многое сделали для развития туризма. Для местных властей главное — найти правильную стратегию и научиться зарабатывать едва ли не на всем. Тем более спрос есть. Горбачево находится на берегу живописнейшего озера Нещердо. Заборье и вовсе считается одной из главных туристических зон, где на домах и заборах — прямо как на крымских курортах — краской сделаны вывески «Сдаю комнату». 27 агроусадеб, многочисленные домики охотника и базы порой не в силах полностью удовлетворить спрос. Помочь, уверены в Россонах, могут... школы.


— В интернате при россонской школе летом жили ребята–баскетболисты из Санкт–Петербурга. Заработали на этом 18 миллионов рублей. На вырученные деньги немножко обновили мебель. На базе школы в Горбачево думаем организовать летний детский оздоровительный лагерь. В Заборье — сезонную туристическую базу. Несложно, зато копейка далеко не лишняя.


***


Есть и повод для оптимизма. Количество первоклассников растет. Россонская средняя школа в этом году набрала 119 детей. Поэтому демографическая кривая шажочек за шажочком поднимается вверх. Конечно, о том, что школы на селе в скором времени возродятся, можно пока только мечтать. Но подойти к объявленной оптимизации рационально — вполне реально.


Компетентно


Галина Подвительская, заместитель председателя Россонского райисполкома:


— Закрывать школу в Горбачево пока все же не собираемся. Мы не можем себе позволить уже сейчас пересадить всех наших детей на школьные автобусы. Хотя школу в Заборье в начальную школу планируем реорганизовать. Дело в том, что в Горбачево сейчас работает ферма, ученики местной школы — в основном дети доярок, которые работают практически весь световой день и которым порой просто не с кем оставить детей. А это, сами понимаете, вопрос безопасности. Поэтому чем хорош альянс начальной школы и детского сада? Тем, что младшеклассники после уроков могут ожидать родителей в группе дошкольного учреждения.


Кстати


В Лепельском районе работает Велевщинский детский сад — начальная школа, где всего шесть учеников и пять воспитанников. В Полоцком же районе школ, где не наберется и десятка учащихся — целых две. Здесь, в деревне Азино, обучаются всего пятеро детей. Воспитанников при этом, правда, 12.

 

Советская Белоруссия №177 (24314). Пятница, 20 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter