В Питере открылась уникальная выставка

Секрет Страдивари

В Санкт-Петербурге проходит V Всероссийская выставка современных скрипичных мастеров. В экспозиции Музея музыки Шереметевского дворца собрано 47 новых инструментов, авторами которых являются 33 мастера из России и Беларуси. Все экспонаты — авторские произведения ручной работы, на создание каждого из которых в среднем требуется не менее одного-двух месяцев.

Александр Сурба: хочу передать молодым основы и традиции этого старинного скрипичного мастерства.
СВЯТОСЛАВ АКИМОВ

В первые дни посетителями выставки стали не только экскурсанты музея, но и музыканты-исполнители, которые пришли как полюбоваться новинками, так и поиграть на них, проверить звучание, а может быть, и приобрести понравившийся. Кроме того, у посетителей есть возможность пообщаться с создателями инструментов, получить ответы на интересующие вопросы.

Одним из участников выставки стал мастер музыкальных инструментов из Беларуси Александр Сурба. Ведущий научный сотрудник и кандидат искусствоведения Белорусского государственного университета культуры и искусств приехал в Петербург со своим уникальным инструментом — скрипкой, созданной по модели Бальтазара Данкварт, польского мастера, жившего за сто лет до знаменитого Страдивари.

— Это так называемая ренессансная скрипка, мой научно-творческий эксперимент, — говорит Александр. — Мне кажется, «секрет Страдивари» преувеличен. Его главным секретом была чрезвычайная работоспособность, он трудился 20 часов в сутки все свои 93 года жизни.

Некоторые эксперты вообще считают, что скрипки нужно оценивать не по возрасту, а исключительно по качеству. Ведь чтобы зазвучала любая старинная скрипка, включая Страдивари, придется немало постараться. Тем более что за 300 лет каждую из них реставрировали уже десятки раз, и уникальность таких инструментов — это скорее коллективное творчество, чем работа конкретного мастера.

Собравшись на одной площадке, производители струнных инструментов обсудили множество актуальных тем и профессиональных секретов мастерства.

В России, например, вообще нет такой профессии, как создатель или производитель музыкальных инструментов. В Беларуси практика складывается более удачно. Например, в Минском государственном университете культуры и искусств уже три года преподается специальная факультативная ознакомительная дисциплина для студентов-музыкантов и художников-реставраторов.

— Наша задача — передать основы и традиции этого старинного мастерства, — рассказывает Александр Сурба. — Сейчас много говорят о применении при создании скрипок станков с ЧПУ или 3D-моделирования. Но в основе нашего обучения лежит именно ручное изготовление каждой детали.

V Всероссийская выставка скрипичных мастеров продлится до 16 апреля.

Инесса СУВОРОВА.

inessavlad90@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter