Себя показать

О сельском туризме в Беларуси

На отдыхе каждый ищет для себя что–то свое: кто–то море и солнце, кто–то клубные тусовки, а кто–то — тишину и уединение вдали от городского шума. Именно последнее может в хорошем ассортименте предложить наша страна. И именно полноценный отдых в усадьбе под густыми кронами леса, ароматные сенники у изголовья деревенской кровати, экологически чистая и здоровая пища пользуются все большим спросом у белорусских и иностранных туристов.


Сегодня в Беларуси действует около девятисот агроэкоусадеб. Сравните с 2006 годом, когда сельский туризм предлагали всего 34 таких объекта. В 2007–м их стало уже 188, еще через год — 474. Динамика обнадеживает.


А какова финансовая сторона? В прошлом году в уютных домиках на природе отдохнуло около 70 тысяч человек, заплатив за услуги более 5 миллиардов рублей. Неплохо, конечно. Но... За 5 миллиардов, уж извините за грубоватое сравнение, даже одну молочнотоварную ферму не построишь.


Уверена, что доходы от агроэкотуризма могли бы быть больше, если бы была хорошая раскрутка усадеб. Пока на специализированных интернет–сайтах можно найти информацию в лучшем случае о двухстах белорусских агроусадьбах. На ресурсе www.usadba.by, например, всего 141 предложение. В базах данных турфирм информации еще меньше. Получается, что примерно о 4 из 5 «домиков в деревне» большинство потенциальных туристов просто не знает. Понятно, каждый владелец усадьбы свой сайт не создаст. Значит, надо объединять усилия.


Не так давно в Беларусь приезжали израильские эксперты, консультировали наших специалистов. Гости подчеркивали: чтобы агротуризм стал мощным сегментом национальной экономики (а в Израиле он приносит огромные доходы: 80 процентов внутреннего туризма — это агротуризм), нужны понятные для отдыхающих брэнды в каждом регионе. Над созданием региональных туристических продуктов должны совместно потрудиться бизнес и местные чиновники.


Подобная попытка была предпринята в Барановичском районе. Здесь прошел второй по счету открытый региональный фестиваль агроэкотуризма «Кузевичи–2010». Гостей принимала деревня с таким же названием, расположенная в 25 километрах от райцентра, а точнее — усадьба «Панские пруды». В день фестиваля прошел конкурс «Властелин села», выявивший лучшую молодую семью района. С красотами барановичской земли знакомила фотовыставка. Желающие могли побывать на выставке–продаже изделий ремесленников. Попробовать продукцию местных предприятий. Пройтись по болотной эколого–туристической тропе. А вечером выступали приглашенные артисты...


В общем, мероприятие было нескучным. Вот только гостей собралось около 250 человек. Хотя организаторы — Барановичский райисполком, фермерское хозяйство «Панские пруды» и эколого–краеведческое общественное объединение «Неруш» — рассчитывали на большее. Ждали в гости хозяев агроусадеб, и не только из своего района. Но в итоге фестиваль агротуризма прошел с участием одного–единственного представителя этого бизнеса — все тех же «Панских прудов»...


Почему же владельцы даже ближайших агроусадеб не откликнулись на предложение? Плохо звали? Не заинтересовали, не убедили? Или дело в том, что не сформировалось еще в районе понимание банальной истины: реклама — двигатель торговли. В данном случае — туристическими услугами. Ведь презентация усадьбы на мероприятии с большим количеством участников была бы выгодна не только ее хозяину. Больше приедет туристов — больше денег они оставят на этой территории, больше отчислений получит районный бюджет...


«Задача любого фестиваля, любого подобного мероприятия — научить людей работать вместе, — уверена председатель правления республиканского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. — В некоторых районах это получается, в некоторых — нет. На мой взгляд, лучшие фестивали проходят там, где участники четко понимают, зачем им это надо, а представители местной власти оказывают мероприятию максимальную поддержку, поскольку уверены в том, что успешный туризм приносит большие деньги...»


А теперь другой пример. Вскоре на Брестчине пройдет еще один агроэкотуристический фестиваль — «Мотальскiя прысмакi». Это уже брэнд. Напомню, в 2009 году «Мотальскiя прысмакi» выиграли номинацию «Лучшее событие года» в конкурсе «Познай Беларусь». Собрали множество гостей и получили хорошие отклики в прессе и на интернет–сайтах. Прекрасная иллюстрация плодотворного сотрудничества владельцев усадеб и руководства района — Ивановского.


А ведь свой колорит, свои «прысмакi», есть в каждом районе нашей страны. Только бы научиться их грамотно подавать. Всем вместе: и власти, и бизнесу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter