Сдерживающий фактор

Как–то некрасиво покидала свой пост госсекретаря Хиллари Клинтон...

Как–то некрасиво покидала свой пост госсекретаря Хиллари Клинтон — с истерикой и стуком кулачками по столу, когда ей в сенате пришлось отвечать на вопросы, вызванные гибелью американских дипломатов в Бенгази. Можно сказать, что так и запомнилась — истеричным символом войны. Наверное, сама не ожидала такого некрасивого исхода, хотя и прекрасно знала, какую роль ей придется играть, получив высокую должность.


Американцы любят шоу. А в хорошо поставленном спектакле все роли распределены заранее. Например: президент — добрый, справедливый, но решительный, заботливый — этакий во всех отношениях положительный папочка американской нации. На госсекретаря же свалена грязная и склочная, нередко вызывающая у зрителей совсем не положительные эмоции, работа: ругаться с оппонентами, озвучивать невыгодные американской публике законы и объявлять о начале военных операций. Иначе — все время с кем–то воевать.


Но маленький эксперимент: представьте себе... слово «война». Уверен, что у большинства сразу же перед глазами встают страшные картины людского горя из отечественной кинохроники, а внутренний голос, как бы защищаясь, тут же начинает выдавать: «Лучше плохой мир, чем хорошая война», «Не будзi лiха, пакуль яно цiха». И дальше: «Война кровь любит», «Войной да огнем не шутят», «Войну хорошо слышать, да тяжело видеть» — и еще десятки народных пословиц о войне. Тех пословиц, в которых вековой опыт, вложенный в коротенькие фразы, кричит: война — это плохо! это беда! надо делать все возможное, чтобы даже не начинать войну. И здесь наша народная мудрость — наш оберег, этакий своеобразный внутренний сдерживающий фактор.


Так вот — я не нашел американских пословиц о войне. Вообще! О семье есть, о деньгах есть. И о религии есть, а о войне — нет. Даже само слово «война», если заметили, американцы стараются не использовать. Война для них — это «миссия», «операция», иногда — «затянувшийся конфликт». У них нет нашего внутреннего оберега, и война для них — это нечто вроде компьютерной игры или спортивных соревнований, в которых обязательно выигрывают американцы. Наверное, поэтому чета Клинтонов с такой легкостью и объявляла о начале «миссий» и «операций» в Ираке, Афганистане, Ливии, совсем не думая о каких–то других последствиях, кроме как о победе. Вот только победа в войне не всегда заканчивается миром.


«Выиграть войну несложно. Трудно добиться мира». Как ни странно, но это тоже слова американца. И принадлежат они Джону Керри, неделю назад сменившему Хиллари Клинтон на посту госсекретаря США. Вот ему–то, похоже, и придется разгребать авгиевы конюшни американской «дипломатии» — уж слишком много войн по всему свету располыхалось, что стало накладно даже для США. А тут еще этот кризис! Да, работенка у Керри будет непростая, и еще неизвестно, справится ли. Впрочем, иммунитет от войны и «внутренний сдерживающий фактор» у нового госсекретаря есть — осколок в ноге, оставшийся как памятка о войне после ранения во Вьетнаме. Может, поможет?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter