Счет для Гиппократа

Чего ждет пациент от врача? Чуткого отношения и действенной помощи...

Чего ждет пациент от врача? Чуткого отношения и действенной помощи. Нередко приходит к мысли: получить это вероятнее на платной основе. Вообще, понятие «коммерция» вошло в жизнь поликлиник и больниц еще в 1996 году. И за это время мы, пациенты, как–то привыкли, что у государственной медицины есть собственный список предложений, причем вполне конкурентоспособный на фоне прайс–листов иных коммерческих центров. Но интересно: насколько заинтересован оказывать платные услуги сам врач? Есть ли у него мотивация, которая, как известно, главный двигатель качества? Оказывается, стимула почти нет. Доктору от платных пациентов ни холодно и ни жарко. А правильно ли это?


Поводом завести этот разговор стало письмо в редакцию от врача УЗИ–диагноста высшей категории Минской областной детской клинической больницы, кандидата медицинских наук, доцента Олега Змитровича. Основной вопрос доктора: куда идут деньги за платные услуги в бесплатной медицине?


«Государственные учреждения здравоохранения уже много лет занимаются, по сути, этой коммерческой деятельностью. Любой человек может выбрать сегодня и оплатить консультации разных специалистов, диагностические исследования, стоматологическую помощь, — замечает Олег Антонович Змитрович. — Логично предположить, что весомая часть денежных средств, которые внес пациент, должна идти на вознаграждение сотрудников, оказывающих такие услуги. Ведь это врачебный труд, основанный на знании, опыте и профессионализме. Но большая часть суммы уходит на отчисления в те или иные структуры, различные фонды. Конечно, что–то перепадет и врачу, но плата столь незначительна, что носит формальный характер. Говорю не обо всех государственных медицинских учреждениях, но тенденция очевидна».


За прошлый год, скажем, доктору Змитровичу начислили 5 процентов от той суммы, которую внесли пациенты за выполненные им диагностические исследования. Заметим, что при помощи УЗИ ставится диагноз, выявляется его причина, степень заболевания и многие другие важные детали. Это очень скрупулезный процесс, где оценивается целый комплекс параметров работы какого–либо органа или системы. Стоит учесть, что исследования проводил очень квалифицированный специалист... «Куда же ушли остальные 95 процентов? — недоумевает доктор. — Можно ли назвать это разумным и справедливым?» К слову, не он один задается вопросом. Корреспондент «СБ» опросил с десяток врачей из разных учреждений — настроения те же, хотя на публику их предпочитают не выносить. В приватной беседе и врач–эндокринолог с большим опытом и стажем работы, и терапевт поликлиники в один голос признались: прибавка к зарплате за оказанные платные услуги ничтожна, хотя довесок к обычным обязанностям получается приличный...


По форме и по сути


Олег Антонович обращался к руководству больницы, чтобы ему разъяснили ситуацию, и получил ответ. Суть его вкратце такова. Согласно Положению о премировании и учетной политике организации премия по платным услугам выплачивается ежеквартально. Ее рассчитывают исходя из протокола заседания комиссии о премировании работников больницы, участвующих в выполнении платных услуг. Из общего дохода исключается сумма восстановленных расходов на бюджетный счет (это определяет постановление Министерства здравоохранения, Министерства финансов и Министерства экономики от 30.06.2003 г. № 31/105/142). Оставшаяся часть средств направляется в фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития в соотношении 40 и 60 процентов. Из первого источника на премирование врачей направляется 70 процентов. Сумма передается заведующему структурным подразделением, и он уж решает, в каком размере поощрить своих сотрудников, оказывавших платные медуслуги.


С юридической и экономической точки зрения не подкопаешься. А по сути? Почему специалист, качественно выполняющий свою работу, получает лишь двадцатую часть от оплаты? И стоит ли потом удивляться, что от платных услуг практикующие врачи стараются откреститься любым способом? Это ведь невыгодно ни медучреждению, ни пациенту, который, конечно же, рассчитывает, что за деньги ему поможет самый опытный доктор и на самом высоком уровне...


Заместитель министра здравоохранения Игорь Лосицкий объяснил главные принципы: «Конкретный размер отчислений в фонд материального поощрения определяется финансовой политикой организации, а размеры премий работников — их личным вкладом в общие результаты работы». Интересно, как же решают этот вопрос в других учреждениях здравоохранения, особенно в тех, которые считаются флагманами в деле оказания платных услуг?


Звоню в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, который в прошлом году принял на диагностику и лечение 136 пациентов из России, Казахстана, Украины, Азербайджана и других стран. Начальник планового отдела Ирина Левина приводит цифры: «Лечение лимфобластного лейкоза без проведения трансплантации костного мозга в нашем центре для пациентов из зарубежья стоит примерно 30 тысяч долларов. Пятьдесят процентов суммы составляет оплата лекарственных препаратов. В итоге сотрудники отделения, оказывающие платную медицинскую услугу, получают 13 — 15 процентов от суммы 15 тысяч долларов. В общем итоге на руки врач имеет дополнительно от 200 до 400 тысяч рублей в месяц в зависимости от объема выполненной работы. Однако в нашем учреждении существуют и иные способы поощрения сотрудников. Так, 3 — 4 раза в год все — от врача до санитарки и электриков центра — получают вознаграждение в 1 миллион рублей. Это материальная помощь, которую выделяют каждому из заработанных центром внебюджетных средств, что начисляется согласно Положению, утвержденному директором».


А вот в отделе внебюджетной деятельности РНПЦ травматологи и ортопедии пояснили, что у них отчисления в пользу врача — примерно 3 — 4 процента от внесенной пациентами суммы. Получается, кандидат медицинских наук, квалифицированный врач–ортопед получит за консультирование одного больного 4 тысячи рублей из 102 тысяч, оплаченных через кассу? К сведению, в прошлом году платных консультационно–диагностических услуг специалисты центра оказали около 8.000 белорусов, а также примерно 1.000 иностранных граждан, которые прошли здесь диагностику и лечение.


В общем, картина пестрая, мнений много, подходы разные. Но очевидно, что общая система не идеальна. И коль все познается в сравнении, приведу такой пример: в среднем 10 процентов от суммы договора получает простой рекламный менеджер, привлекший какое–то предприятие или фирму. А здесь медицина, высочайший уровень ответственности за здоровье и жизнь человека. Что–то в ряду приоритетов явно не сходится...


Цифры «СБ»


По некоторым оценкам, в той или иной степени платными медицинскими услугами пользуются до 20 процентов белорусов.


Компетентно


Член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Дмитрий Шевцов:


— Размер премирования врача по факту оказания им платных услуг четко определен — до 40 процентов от внесенной пациентом суммы. Это значит, он может составлять и 3, и 5, и 15 процентов, в зависимости от того, что прописано в трудовом договоре конкретного лечебного учреждения. Считаю справедливым, когда размер вознаграждения пропорционален личному вкладу доктора в полученный объем прибыли. И если, к примеру, один специалист зарабатывает для клиники около 20 миллионов в месяц, а другой — не более 3 миллионов, то и размер премирования их должен отличаться. Разумеется, справедливо, когда больше получит первый.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter