Почему в двусторонних белорусско-японских отношениях наступил кризис

Сайонара, Токио?

Наша страна всегда проводила дружественную политику со всеми государствами, никогда не была инициатором конфликтов или разрыва экономических, дипломатических и социальных связей. В отличие от некоторых наших партнеров. 2020 год, увы, продемонстрировал: наработанные годами связи отдельные политики могут легко разрушить в угоду своим интересам. Так, к сожалению, произошло с диалогом между Минском и Токио. За последние два года определенные деятели из Страны восходящего солнца вернули двусторонние отношения Беларуси и Японии фактически в нулевую точку. Неужели, действительно, сайонара — прощай — Токио?..

Проводники американской линии

Состояние белорусско‑японского политического и дипломатического диалога сегодня застыло. Хотя еще несколько лет назад стороны обменивались поздравительными посланиями, обсуждали возможность организации встреч на высшем уровне, оказывали содействие в проведении визитов делегаций в Беларусь и Японию, в том числе на министерском уровне. Помимо этого, благодаря совместным усилиям удалось достичь существенных положительных результатов на двустороннем межпарламентском и межрегиональном треках.

Для того чтобы понять причины нынешнего состояния отношений между двумя странами, вернемся в первую половину 2020 года.
На фоне ухудшения социально‑экономической ситуации в Японии, вызванного в том числе санитарно‑эпидемио­логической ситуацией в мире, стал повышаться градус противоречий внутри правящей Либерально‑демократической партии (ЛДП).
Все чаще в экспертном сообществе обсуждался возможный уход знаковой политической фигуры Синдзо Абэ с поста премьер‑министра Японии и руководителя ЛДП.

Одновременно начались дискуссии о возможных преемниках на эти высокие должности, среди ряда кандидатов упоминался и действовавший в то время министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги. Выпускник Токийского университета, получивший степень магистра в Школе государственного управления Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете и имеющий опыт работы в качестве политического репортера газеты «Ёмиури симбун» и специалиста в консалтинговой компании McKinsey & Company, заняв пост руководителя внешнеполитического ведомства Японии, стал ярым проводником американской линии в международных контактах.

Всем хорошо известно: если действующая власть в той или иной стране имеет отличное от США мнение и представление о развитии общества, значит, рано или поздно эта страна будет таргетируема в том числе со стороны ближайших союзников. Не исключением была и наша Беларусь, которой японцы на протяжении длительного периода помогали в преодолении чернобыльской трагедии и восхищались нашими красотами после ее посещения.

Кто хотел угодить хозяину

По мере приближения даты завершения премьерских полномочий все активнее действовали кандидаты на эту должность. Как показали последующие события, Мотэги среди многих государств выбрал именно нашу страну, чтобы, с одной стороны, угодить «хозяину», с другой — разрушить созданный за многие десятилетия положительный облик Беларуси в японском обществе.
При этом работа проводилась как по дипломатической линии, так и с помощью старых его знакомых из журналистской среды.
Наиболее наглядно демонстрируют дипломатические копья Мотэги в отношении официального Минска заявления, сделанные пресс‑секретарем политика (также имеет опыт работы в США) в августе и сентябре 2020 года.

К середине сентября 2020 года стало понятно: очередным премьер‑министром Японии и лидером правящей партии станет Ёсихидэ Суга, который долгие годы работал вместе с Синдзо Абэ. Пост министра иностранных дел занял Ёсимаса Хаяси, который также окончил Токийский университет и Школу государственного управления Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете.

Сын известного в Японии политика Ёсиро Хаяси стремился не культивировать ястребиную риторику предыдущего министра, и как результат до конца мая 2021 года внешнеполитическое ведомство воздерживалось от заявлений по нашей стране.

Однобокое восприятие

В октябре 2021 года очередным премьер‑министром Японии и лидером ЛДП был избран Фумио Кисида, который также был в ближайшем окружении Абэ. Несмотря на то что политик в период своей работы в должности министра иностранных дел Японии неоднократно имел контакты с белорусскими дипломатами, тенденциозное и однобокое восприятие событий внутри и вокруг Беларуси постепенно стало отражаться не только на уровне двусторонних дипломатических контактов, но и по линии межминистерского, межрегионального и иного взаимодействия.
Кульминацией нынешней японской дипломатии стали новые формы протокольной практики, которые ограничивают возможность доведения до японских партнеров позиции страны по тому или иному вопросу.
Друзья Японии в Беларуси искренне надеются на скорейшее восстановление диалога между двумя странами и возобновление конструктивного взаимодействия по всем актуальным направлениям, представляющим взаимный интерес.

Руслан ЕСИН, доктор политических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter