Присоединение Саудовской Аравии к БРИКС — естественный шаг, базис для которого выработан комплексом причин

Саудовская Аравия выбирает БРИКС

Расширение БРИКС — а с 1 января членом этого объединения стала и Саудовская Аравия — ожидаемое событие, однако его значимость заключается не в количественном измерении. У БРИКС более масштабные задачи. Как минимум заложить новые механизмы, которые стабилизируют мировую экономическую систему, сбалансировать влияние политических и экономических факторов.

Фото Pixabay

Интерес к БРИКС не случаен.
Лидеры множества стран понимают, что международная система искусственно перестраивается. Отвергаются механизмы, которые некогда составляли ее каркас, взамен предлагается бесконечная дискуссия о демократии, ценностях, авторитаризме. По сути, сложилась уникальная ситуация, когда проводники демократии крушат международный порядок, а те, кто имеет ярлык авторитарных лидеров, пытаются сохранить мир для будущего.
Ближний Восток в этом смысле представляет собой сплав двух подходов, и то, как каждая страна решает для себя актуальные задачи, вызывает огромный интерес.

Ситуация на Ближнем Востоке всегда была непростой, поэтому внешнеполитический трек играет исключительно важную роль. Саудовская Аравия с 2015 года чутко реагирует на изменения в регионе и мире. «Доктрина Салмана» стала своего рода защитным куполом, его ключевая цель — обеспечение развития страны в любых условиях. Саудовская Аравия всегда позиционировала себя как естественного лидера региона, основываясь во многом на цивилизационно‑культурной роли.

На международной арене Эр‑Рияд делает ставку на максимальное усиление влияния страны, а значит, на расширение участия в региональных и глобальных процессах. Выбор партнеров и международных структур — весьма непростая задача для Саудовской Аравии. Ввиду острой конфликтности в регионе постоянно присутствуют внешние игроки, которые преследуют скорее собственные цели, нежели стран Ближнего Востока. Два больших внешнеполитических сегмента — безопасность и развитие — во многом зависят от того, насколько эффективно будет выстроена система двусторонних связей с партнерами.

США, давний и сложный партнер Эр‑Рияда, снизили свое политическое присутствие в регионе. Вместе с тем экономическое, инвестиционное и военное сотрудничество стратегически важно для страны. Очередной тест на качество двусторонних связей — начало Россией СВО. Арабские страны единодушно заняли нейтральную позицию. Саудовская Аравия озвучила практически общее мнение о том, что «Запад не имеет морального права требовать осуждения российской СВО». Тем самым Эр‑Рияд определил свою позицию, в основе которой прежде всего национальные интересы.

Эр‑Рияд проводит последовательный анализ текущих политических и экономических активов США. Высокая вовлеченность (а значит, зависимость от США многих стран) не может не вызывать обеспокоенности. Для Саудовской Аравии очевидно, что Вашингтон явно переоценивает свои силы, разбрасывается по многим направлениям. Следовательно, нарастание кризиса неизбежно.

Диверсификация внешнеполитических связей как тренд нашла свое применение и на Ближнем Востоке. Приход новых игроков (Китай, Россия, Турция) показал, что риски можно и нужно хеджировать. Руководство Саудовской Аравии прекрасно понимает, что тесная взаимозависимость государств может иметь разные последствия. Сегодня ситуация получила развитие по западному сценарию, который предполагает только столкновение. Но страны, обладающие ресурсами, убеждены в том, что есть альтернативные пути взаимодействия.

Присоединение Саудовской Аравии к БРИКС — естественный шаг, базис для которого выработан комплексом причин. Группа БРИКС, согласно официальной позиции, является выгодным и важным каналом для укрепления экономического сотрудничества. Несомненно, участие в делах одного из самых востребованных объединений в мире налагает ответственность, но в то же время предоставляет бонусы.

Вероятно, Эр‑Рияд рассматривает свое членство намного шире — сквозь призму возможностей объединения в формировании новой экономической повестки — и считает необходимым свое активное участие на самых первых этапах.

Членство в БРИКС — это присоединение к клубу единомышленников, которые готовы инициировать идеи и взять на себя ответственность за их реализацию. БРИКС‑2024 представляет собой сгусток мировой повестки, в основе которой лежит развитие и формируются ростки образа будущего.

Планы Беларуси по вступлению в организацию не просто отвечают современным условиям — они отражают глубинное понимание белорусами справедливого развития мирового сообщества. БРИКС представляет собой редкий пример объединения, где каждое государство может быть услышанным и занять свою нишу. Кроме того, работать со знакомыми партнерами (Саудовской Аравией) не только приятно, но и продуктивно. Тем более цели двух стран выходят далеко за пределы двусторонних отношений.

Как отметил по итогам своего недавнего и насыщенного визита в страну министр иностранных дел Сергей Олейник, и Беларусь, и Саудовская Аравия выступают за построение более справедливого миропорядка, который бы обеспечивал и учитывал интересы всех без исключения государств мира. Во многом позиции наших стран схожи и в части урегулирования региональных конфликтов, когда мы говорим о конфликте в Украине, на Ближнем Востоке.

Ольга ЛАЗОРКИНА, аналитик Белорусского института стратегических исследований.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter