Сантехнику никто не пишет

Собкор «СБ» пролистал книги замечаний и предложений в одном из райцентров Брестчины
Собкор «СБ» пролистал книги замечаний и предложений в одном из райцентров Брестчины

«Я еще не встречала кота, которого заботило бы, что о нем говорят мыши», — так два месяца назад моя соседка глубокомысленно прокомментировала известие о перспективе контроля за работой ее рыночной палатки посредством книги замечаний и предложений. Когда месяц спустя она получила такую книгу, пыл насмешек угас. «Чистая книга — чистая совесть» — таково теперь ее, пафосно говоря, торговое кредо. Она не перестала красить губы в ослепительно яркие тона, привлекающие потенциальных покупателей мужского пола, но лексикон ее заметно изменился. Теперь моя соседка со всеми на «вы».

Продавцы такого же товара на вещевом рынке Жабинки тоже запаслись книгами замечаний и предложений. Почти все жители небольшого райцентра раскланиваются друг с другом, а на рынке здороваются с продавцами, поскольку знают их в лицо. В этой ситуации у покупателя появляется надежда на то, что на рынке его никто не обвесит, не всучит под видом «фирмы» дешевый ширпотреб. И, наоборот, продавец в какой–то степени огражден от появления записей людей, привыкших жаловаться по пустякам. Пока на продавцов вещевого рынка Жабинки действительно никто не пожаловался. «Только бы не сглазить! — стучит по прилавку продавец трикотажа. — Эта книга не выходит у меня из головы, но я все делаю для того, чтобы о ней не вспоминали мои покупатели».

Не нашел я записей–жалоб и в другой «горячей точке» города — ЖКХ. Спрашиваю у сантехников, повлияло ли появление книги замечаний и предложений на их работу. Выяснилось, что теперь стало лучше с обеспечением запчастями. Поэтому стало легче работать. «Хотя все думали, что начальство пойдет другим путем: чтобы избежать жалоб со стороны клиентов, будет драть с нас три шкуры и только!» — улыбаются сантехники.

Прошу показать книгу замечаний и предложений в СШ N 3. Тоже чистая. Но администрация школы считает такую ситуацию ненормальной. Негде высказаться ученикам. Поэтому учителя ждут от Министерства образования дополнительных разработок «жалобных» книг специально для учащихся. Пока же ученики СШ N 3 пишут свои замечания и предложения на... необычном заборе. Он «построен» в коридоре из огромных листов белой бумаги. Мне, человеку со стороны, показалось, что больше и придумывать ничего не надо. Здесь есть элемент игры и многое из того, что называют педагогикой сотрудничества.

А в общем, Жабинка продолжает жить спокойной, размеренной жизнью, как и положено райцентру. Здесь, конечно, тоже есть люди, которые всегда будут критиковать всех и вся — по поводу и без оного. Но «жалобная» книга заведена не для них. Опыт Жабинки показывает, что появление книги народ воспринял с пониманием. Люди почувствовали, что книга служит их интересам. Так что отсутствие письменных жалоб говорит о многом...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter