Сантехник — друг жильца!

Вся правда о потопе

Вся правда о потопе


Всемирно известный американский изобретатель Томас Эдисон сказал: «Многие из тех, кто потерпел в жизни неудачу, — это люди, не понимавшие, как близко они находились к успеху в тот момент, когда сдались». Я бы его поправила: не знавшие. Увы, как показывает практика, знания приходят с опытом. Не случись в нашей квартире непредвиденного прорыва подводки горячей воды на кухне, я бы до сих пор пребывала в благостном неведении относительно существования огромного многообразия видов сантехнического оборудования, способов их производства, а значит, и качества, сроков гарантии на товары и услуги. Я и сейчас знаю далеко не все. Но все же. Своими знаниями готова поделиться. Авось кому–нибудь да пригодятся.


Где труба, там и лопнет


Хорошо, когда соседи — друзья и живут этажом ниже. Хорошо, что они дома, когда вас дома нет. Потому что, если у них с потолка польется вода, они почти наверняка начнут искать виновников потопа среди жильцов верхних квартир. Обнаружив источник подтопления за вашей закрытой дверью, всегда смогут с вами связаться. Потому что друзья. Правда, хорошо? Плохо то, что в любом случае все «расхлебывать» придется вам самим.


Соседи позвонили через час. Ровно столько времени нас не было дома. Эх, знать бы, чем обернется эта субботняя поездка в зоопарк! Из одного конца города в другой долетели за 15 минут. Но в квартире уже можно было рыбок запускать. Причем не только в нашей. Под воду ушли и расположенные ниже. Вплоть до первого этажа.


Вопреки ехидным замечаниям соседей сверху: «Ну, что, ребятки? Забыли воду закрыть, да?», — непосредственного отношения к потопу мы не имели. На кухне лопнула подводка горячей воды. При сопоставлении времени нашего отсутствия с объемом «моря разливанного» вывод напрашивался сам собой: злополучная трубка «дала течь» аккурат после того, как за нами закрылась дверь. Хотя, возможно, она еще держалась из последних, так сказать, сил, пока мы выходили из подъезда и садились в машину.


Утром следующего дня наступил час расплаты. ЖЭС, чего и следовало ожидать, повесил всех собак на нас: мол, внутри приватизированной квартиры произошел прорыв трубы, значит, виноваты хозяева, следить за своей сантехникой нужно, вовремя менять оборудование. С невинными жертвами нашей лопнувшей подводки договаривались миром. «Мир» обошелся в кругленькую сумму, зато сохранились добрососедские отношения. В отдельных случаях даже услышали сочувствие и аргумент, которому трудно что–то противопоставить: «Хорошо еще, что живете на четвертом этаже, а не на десятом».


Мастер, пришедший в понедельник, обязал купить новую подводку. Устанавливая ее, почти по–отечески наказал запомнить этот день и спустя два года снова шланг заменить. Чтобы не вступить снова в ту же воду...


Куда дуть, обжегшись на воде?


Когда эмоции улеглись, а от потопа не осталось и следа, пришел черед во всем разобраться детально.


Казалось бы, с ЖЭСа действительно взятки гладки. Квартира приватизирована. Соответственно за все, что в ней находится, ответственность несут хозяева. За злосчастную подводку в том числе. Однако все оказалось не так однозначно.


Анна Суша, председатель Белорусского общества защиты потребителей, убеждена: вопрос прямой и непосредственной виновности владельцев лопнувших подводок, шлангов, прогнивших труб, треснувших кранов, потекших «колен» в подтоплении соседних квартир спорный. И хотя доказать свою непричастность к форс–мажору сложно, но все–таки можно. Так же, как можно не переложить ответственность, но призвать к ней ответственных лиц. В частности, работников ЖЭСа.


Итак, практически все беды квартиросъемщиков кроются в неведении. Найдутся лишь единицы жильцов, которые, не имея соответствующего образования (в нашем случае — сантехнического), с педантичным пристрастием станут менять (с привлечением, разумеется, квалифицированных мастеров) подводки, шланги и прочую сантехническую дребедень в своей квартире с периодичностью раз в год. Но многие живут в ожидании грома. Между тем мелкие детали, например, те же подводки, необходимо менять через каждые два года. Если, конечно, при покупке товара вам не предъявили гарантийный талон, предусматривающий другие сроки, или не указали иной срок годности. В противном случае, как гласит Закон «О защите прав потребителей»: «В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи таких товаров потребителю». Учтите, то же самое касается и услуг, оказываемых работниками ЖЭСа. Однако если придерживаться распространенной практики и платить мастерам мимо кассы, то и доказать потом их причастность, а значит, и ответственность, будет очень непросто.


— Платить на руки сантехникам, электрикам и прочим специалистам из ЖЭСа — себе дороже! — категорична Анна Суша. — Тот факт, что вам оказали услугу и вы за нее расплатились, должен иметь документальное подтверждение. Это может быть квитанция об оказании услуги (оплачивать которую необходимо в расчетно–кассовом центре ЖЭСа), либо жировка, где отдельной строкой будет вписана стоимость, например, установки счетчиков или замены шлангов. Только так можно на 2 года обезопасить себя от неприятностей из–за непредвиденных «прорывов» и «залитий».


Тут не грех напомнить азбучную истину: требуйте при покупке товаров чеки и храните их. Тогда спрашивать за не вовремя лопнувшую подводку или треснувший кран можно и с продавца, и с производителя.


И, наконец, существенный момент, который может служить, так скажем, смягчающим обстоятельством, если владелец квартиры оказался слегка забывчив или, купив товар, не озаботился наличием чека. «Жилые помещения государственного и частного жилищного фонда подлежат ежегодному обследованию при плановых весеннем (апрель) и осеннем (октябрь) осмотрах» — выдержка из утвержденного Советом Министров «Положения о порядке обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими санитарным и техническим нормам, предъявляемым к жилым помещениям, не пригодными для проживания».


Систематически проводить осмотр квартир вне зависимости, государственных или частных, приватизированных, жилищно–эксплуатационную организацию обязывают также «Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь», утвержденные приказом министра жилищно–коммунального хозяйства в 1999 году.


Иными словами, проверять, все ли в порядке с вашей подводкой, должны те, кто в этом разбирается. Вот, пожалуй, самый сильный аргумент в вашу пользу, если сантехника неожиданно даст течь.


Слова — на ветер


— Не смеши меня, — скептически кривилась подруга, когда я излагала ей эти «истины», прописанные законодательно еще 10 лет назад. — У каждого своя правда. ЖЭС, если ему предъявить претензии именно на таком основании, будет доказывать, что мастера каждый будний день к тебе приходили. Только не застали никого. А кого они могут застать, если практически у всех квартиросъемщиков трудоспособного возраста рабочий график точь–в–точь совпадает с рабочим графиком мастеров из ЖЭСа? Попробуй докажи, что они в сторону твоей квартиры ни разу даже не посмотрели!


Пожалуй, в этом подруга права. Но правде ее жить осталось всего–то месяца три. В июне нынешнего года принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Закон «О защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг». В нем есть пункт следующего содержания: «Исполнитель обязан информировать потребителя о проведении систематических осмотров жилого помещения потребителя, о необходимости выполнения профилактических и ремонтных работ, если их невыполнение может привести к авариям, несчастным случаям, либо причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, либо негативно сказаться на качестве оказываемых жилищно–коммунальных услуг». Причем срок, когда вас должны оповестить о приходе мастеров, четко оговорен — не позднее чем за один день до осмотра. Закон вступит в силу 16 января 2009–го.


Каждый отвечает за себя


Лично я не испытываю никаких антипатий к работникам ЖЭСа. Несмотря на то, что в составленном акте «залития» нижних квартир мне предложено было взять вину на себя. Но закон есть закон. Его не обсуждают, и он обязателен к исполнению.


Если Закон «Об обращениях граждан» обязывает меня в 2–недельный срок отвечать на письма, которые не требуют дополнительной проверки фактов или незамедлительного реагирования, то я и должна придерживаться сроков. Если коммунальникам вменяется дважды в год проводить профилактические осмотры моей квартиры — так будьте добры. Потому что я теперь дважды в одну и ту же воду не вступлю. Чего и всем желаю.


Коммунальные мелочи, о которых не каждый знает, но которые чреваты большими неприятностями


Телефонные звонки, поступающие в ЖЭС, записываются на пленку, следовательно, необходимо контролировать свои высказывания (например, слова «я сам», «я сама» в случае чего могут быть обращены против вас; доказать свою непричастность к потопу, пожару, замыканию вряд ли удастся...).

Работник ЖЭСа, принявший устное сообщение (заявку), обязан представиться и назвать номер, под которым зарегистрирована ваша заявка.

Никогда не расплачивайтесь с мастерами на месте или требуйте при этом квитанцию об оплате, иначе не факт, что ваши деньги попадут в кассу. Выполнение услуги не докажете и при помощи журнала заявок. То, что заявка принята, совсем не значит, что ее выполнили мастера ЖЭСа. Может быть, до их прихода у вас побывал более скорый, «свой», специалист?

Два раза в год сантехники обязаны проводить профилактические осмотры квартир.

Лифт, телевизионная антенна, радиоточка, входная дверь — не являются жилищно–коммунальными услугами, в случае просрочки платежа которых начисляется пеня. До сих пор довольно распространена практика, когда при оплате за жилье позже 25–го числа пеня начисляется на все графы в жировке, включая и те, которые не являются жилищно–коммунальными услугами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter