Самолеты Водопьнова, Молокова и Мазурука прилетели на остров Рудольфа

Об этом писала «СБ» 8 июня 1937 года
Об этом писала «СБ» 8 июня 1937 года

Такой заголовок на первой полосе читателям трудно не заметить. Тем более что начало репортажа было под стать заголовку: «Остров Рудольфа, 6 июня, 10 часов 15 минут (радио). В ночь на 6 июня закончили все работы по устройству станции. В 2 часа ночи под ослепительным полярным солнцем торжественным митингом официально открыли полярную станцию на льду в центре Арктики. С огромным подъемом подытожили результаты проделанной работы, приняли текст рапорта на имя товарищей Сталина и Молотова. Подъемом советского флага, салютом и возгласами «ура» в честь товарища Сталина закончился наш короткий митинг. Тем временем моторы уже прогревались, все уже было готово к отлету. В 3 часа 37 минут все четыре самолета были в воздухе после короткого, но горячего прощания с четырьмя полярниками, остающимися на льдине для научной работы мирового значения».

Наверное, это прозвучит грустновато. Но сегодня лишь знающие прошлое историки и интеллектуалы–энциклопедисты скажут: речь в публикации идет об освоении Советским Союзом Арктики. Точнее, об успешном завершении полярной экспедиции, начатой весной 1937 года, в ходе которой самолеты легендарных летчиков впервые в мире доставили исследовательскую группу И.Папанина на Северный полюс и высадили ученых на льдину, где и была создана первая дрейфующая станция. Тогда же и прозвучал из уст советских авиаторов термин – приледнился, то есть сел не на землю, а на плавучую глыбу льда.

Москва встретила покорителей Севера, как героев. Впрочем, двое из пилотов — Михаил Водопьянов и Василий Молоков — еще три года назад стали Героями Советского Союза. Одними из первых — за спасение в апреле 1934 года 102 членов экипажа парохода «Челюскин».

Красавцы, богатыри, настоящие мужчины — улыбчивые триумфаторы, на ходу ловящие улыбки и букеты ликующей толпы москвичей. Михаилу Васильевичу еще нет 38, Василию Сергеевичу 42, Илье Павловичу, как самому молодому, вот–вот стукнет 31. За высадку папанинцев на льдины Мазурук 27 июня 1937 года также получит звание Героя Советского Союза.

Счастливчики: у каждого впереди — долгая жизнь, удачная судьба. Михаил Водопьянов в начале Великой Отечественной добьется аудиенции у Сталина и сформирует 81–ю авиадивизию бомбардировщиков дальнего действия. Невероятно, но факт: в ночь с 9 на 10 августа 1941 года десяток тяжелых самолетов Пе–8 под его командованием поднимется в воздух с аэродрома на Балтике и отправится бомбить... Берлин. Легендарный ас, которого его друг Мазурук считал по числу совершенных подвигов трижды Героем, долетит до немецкой столицы и успешно отбомбится, хотя, как сам будет вспоминать впоследствии, «вражеские зенитки не оставляли живого места в небе», и добрались до Берлина далеко не все пилоты.

Генерал–майор авиации Михаил Водопьянов успеет за свои восемьдесят прожитых лет немало: поставит на крыло сотни молодых авиаторов, поможет десяткам семей репрессированных друзей и знакомых, вступит в Союз писателей СССР и напишет правдивые книги о покорении неба.

Василий Молоков тоже попросится в годы войны в действующую армию, хотя как полярник, а уж тем более Герой будет иметь освободительную бронь и доберется со своей авиадивизией ночных бомбардировщиков ПО–2 в составе Западного и 3–го Белорусского фронтов до Восточной Пруссии. Он станет генерал–майором и — старая закалка — доживет до 87 лет, сохраняя, подобно друзьям, невероятную скромность и остроту ума.

Честно говоря, из этой тройки храбрецов меня больше всего интриговала фамилия Мазурука. Белорусская ведь фамилия. Илья Павлович — можем гордиться — родом из нашего Бреста. Как и все мальчишки того времени, бредил небом, после службы в армии закончил летную школу. И добрался–таки до облаков. В Великую Отечественную командовал авиационной группой ВВС Северного флота, а затем возглавил первую перегоночную авиадивизию. Доставлял с Аляски в СССР полученные по ленд–лизу гидросамолеты «Каталина».

Будущий генерал–майор авиации оставил лирические воспоминания о том, как перегоняли гидропланы экзотически обходным путем — через Южную Америку, Африку, Ирак.

Про один забавный эпизод того времени он рассказал Валентину Пикулю, который и ввел его в свой роман «Реквием каравану PQ–17». Взрезая мощной «Каталиной» синеву неба над бухтой Новой Земли, Илья Павлович приметил замерший внизу союзнический транспорт. Посадил самолет, в сопках летчики нашли перепуганных американцев, боявшихся двигаться в сторону Архангельска и требовавших для переговоров советского сенатора. И тогда Мазурук снял с себя меховой комбинезон и предстал перед капитаном сухогруза «Винстон–Саллена» со значком депутата Верховного Совета на груди...

Совершивший 254 полета на дрейфующие станции и первым посадивший в 1956 году самолет Ан–2 на вершину айсберга в Антарктиде, Илья Павлович был очень скромным человеком. В 1947 году вдруг сильно захотел приобрести престижный тогда автомобиль «Победа». По примеру других именитых челобитчиков он написал прошение Молотову, но именно ему, Герою Советского Союза с десятилетним стажем, решили отказать. Без объяснения причин.

Он не стал демонстрировать ни Звезду Героя, ни депутатский значок. Тот, кто хоть раз владел небом, умеет смотреть на все с высоты. Тем более что очень скоро, после смерти Сталина, «Победы» появились в свободной продаже в специализированном магазине «Автомобили» на улице Бакунинской в Москве, где до самой смерти в 1989 году и жил наш прославленный земляк.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter