Президент принял участие в саммите глав государств СНГ в Бишкеке

Саммит СНГ в Бишкеке

Юбилейный саммит глав государств СНГ вполне мог бы пройти парадно. Под пафосные речи и здравицы. Тем и была бы, собственно, поставлена точка в дискуссиях о целесообразности этого политического клуба. Скептики бы праздновали победу. Однако в Бишкеке разговор принял иное содержательное направление. 25–летие организации стало поводом для анализа итогов ее деятельности. Вдумчивого обсуждения значения и перспектив Содружества. Это говорит о заинтересованности всех участников в его сохранении и развитии. А вот над совершенствованием механизмов взаимодействия нужно размышлять.


Президенты уделили немало внимания вопросам оптимизации СНГ. С одной стороны, в плане построения структуры аппарата, с другой — в контексте разделения компетенций. На рассмотрение глав государств далеко не всегда уместно выносить вопросы, решение по которым вполне могут принимать премьеры. Статусу высшего органа Содружества должны быть под стать и рассматриваемые им темы.

Идея оптимизации вызрела давно. Но, проводя ее, надо изначально нацеливаться на то, чтобы эта отчасти техническая процедура сыграла на пользу авторитету организации. Свое видение выстраивания этого процесса Александр Лукашенко изложил так:

— Беларусь изначально исходила из того, что кадровая оптимизация и ужесточение финансовой дисциплины — а это надо делать обязательно — не должны превращать Содружество в периферийную дискуссионную площадку. Мы выступаем за сохранение действенных механизмов исполнения межгосударственных решений.

Еще одна тема для вдумчивого анализа: СНГ несет в себе в том числе и функционал, который дублирует компетенции Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности. Нужно ли перегружать Содружество проблемами, эффективно решаемыми более продвинутыми интеграционными объединениями? Белорусская позиция такова:

— Касаясь поднимаемого вопроса о дублировании функций СНГ с функциями EAЭС и ОДКБ, необходимо признать, что это так. СНГ уже сейчас надо приводить к тому, что требует время, но поспешно принимать меры, которые могут повлечь снижение уровня взаимодействия со странами, не являющимися участниками ЕАЭС и ОДКБ, нельзя... Все–таки в рамках СНГ они ведут определенную работу, и мы имеем возможность хотя бы общаться с ними...

Как видно, Минск, по сути, предлагает модель реформ, которую культивирует у себя применительно к любой сфере. Суть ее проста: совершенствовать, не ломая. Вот что сказал Президент:

— Мы понимаем, что СНГ надо если не реформировать, то приводить к нынешним реалиям — это факт... Нам надо серьезно посмотреть на себя, на структуру, определиться, по каким направлениям мы будем работать...

Еще один, пожалуй, важнейший нюанс, в основе которого также известный белорусский подход: реформа ради самого ее процесса пользы не принесет. Надо видеть четкие ориентиры, на которые она нацеливается. Они в основном обозначены. И, надо сказать, главы государств СНГ вполне разделяют белорусский взгляд на перспективы Содружества, озвученный Александром Лукашенко:

— Работу по адаптации СНГ к современным реалиям надо продолжить. И ее следует вести именно в интересах государств–участников... Закономерным итогом должна стать трансформация Содружества в более привлекательную и влиятельную на международной арене структуру.

На саммите в Бишкеке председательство в СНГ перешло к Российской Федерации. Закономерно, что на этот период у членов организации особые надежды. Все же именно от России как наиболее крупного игрока во многом зависит дальнейшее развитие Содружества. Следующими словами Президент Беларуси выразил, пожалуй, солидарную мысль коллег:

— Скажу откровенно: от этого председательства мы будем ждать многого. Думаю, что наконец–то Россия определенно и громко заявит и ответит на те вопросы, которые сегодня стоят в СНГ...

Владимир Путин в своем выступлении говорил о положительной роли СНГ в период масштабных геополитических перемен после распада СССР. О том, что Содружество помогло странам постсоветского пространства сохранить тесные дружественные связи. О том, что он поддерживает замыслы оптимизации организации. Таким образом, Москва принимает на себя функции ведущего не только в силу ротации председательства. Надо думать, что предстоящий год для дальнейшей судьбы СНГ и повышения его авторитета будет оптимистичным.

Контакты

Еще одно значение СНГ в том, что это удобная площадка не только для широких дискуссий, но и двусторонних контактов. Перед заседанием глав государств Александр Лукашенко встретился с премьер–министром Молдовы Павлом Филипом, пообещав содействие в развитии промышленной базы его страны:

— Если вы выберете что–то и будете заинтересованы в переносе нашего производства в Молдову, вы нам скажите, поддержите со стороны правительства, и я вам даю гарантию, что мы в течение максимум года организуем у вас любое производство.

Беларусь также готова увеличить поставки в Молдову продуктов питания и нефтепродуктов, помогать в развитии промышленной базы сельского хозяйства, станко– и машиностроения. А наш рынок открыт для молдавской продукции, в частности винодельческой, со сбытом которой Молдова сейчас имеет немалые проблемы.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 179 (25061). Суббота, 17 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter