С толстой сумкой на ремне

РУП «Белпочта» отметила свое 15–летие

«Послал Олег к родимичам спрашивая...» С этих слов «Повести временных лет», датированных 885 годом, пожалуй, начинается история почты на наших землях. С тех пор гонцы сменились почтальонами, лошади — машинами, берестяные грамоты — бумагой. Только принцип больше тысячи лет оставался все тем же. Но в 1965 году сотрудники Массачусетского технологического института Ноэль Моррис и Том Ван Влек написали программу «Мэйл» — так родилась почта электронная. Потом появились мобильные телефоны, программы–месседжеры, чаты, социальные сети... Казалось бы, все это со временем вытеснит бумажные письма и телеграммы. Но нет, традиционная почта жива и сдавать свои позиции не собирается. В чем же секрет ее долголетия? Почему человек с толстой сумкой на ремне никогда не станет лишь персонажем детского стихотворения? За ответами корреспондент «СБ» отправился на РУП «Белпочта», которая на днях отметила свое 15–летие.


Сегодня «Белпочта» — это огромный комплекс, включающий 7 филиалов, 2 производства, 117 районных узлов почтовой связи и около 4 тысяч отделений. Между областями, районами и по городам каждый день курсируют 1.300 фирменных синих машин. В зной и стужу, в дождь и ветер на работу выходят 11,5 тысячи почтальонов, а всего на предприятии трудятся более 31 тысячи человек. Только в январе — сентябре этого года «Белпочта» освоила более 30 миллиардов рублей инвестиций, а за три оставшихся месяца планируется пустить в дело еще 12 миллиардов.


— Есть три основных направления, которые мы развиваем и куда направляем средства. Это модернизация отделений и объектов почтовой связи, техническое перевооружение и приобретение транспорта, — перечисляет заместитель генерального директора предприятия по инвестициям и социальному развитию Николай Новиков.


Чтобы убедиться в правдивости этих слов, достаточно взглянуть на здание минского Почтамта. Памятник архитектуры, построенный в 1955 году, внутри оборудован по последнему слову дизайна и техники: везде компьютеры, а в интерьере преобладают металл и пластик. Неизменными остались только люстры из чешского стекла, на которые обратил мое внимание один пожилой фотограф. Так и вся почта, меняя себя, не изменяет себе.


Сегодня по всей стране работают 880 платежно–справочных терминалов «Белпочты», в которых можно не только оплатить услуги, но даже проследить в режиме онлайн, где именно сейчас находится ваше письмо. Появилась новая услуга для предприятий — «Гибридная почта». Присылаете сообщение на e–mail, его распечатают в нужном количестве экземпляров, упакуют в конверты и разошлют сразу по многим адресам. К тексту можно добавить буклеты, календари, рекламные материалы. На сайте РУП «Белпочта» есть интернет–магазин, где можно купить, например, поздравительные открытки. Даже в отдаленных деревнях предприятие старается предоставлять такие же услуги, как и в городе: в 84 передвижных отделениях связи сельчане могут отправить электронный перевод, оплатить мобильную связь, оформить страховку, заказать по каталогам необходимые товары белорусского производства. В общем, почта шагает в ногу со временем.


Но отказываться от традиционных услуг тут тоже пока не планируют. Понятно, что посылку через интернет не отправишь, но и поток бумажных писем не иссякает. Если в 1998 году, когда компьютеры были далеко не у всех, он составлял 98 миллионов в год, то в прошлом — 105 миллионов. Даже телеграммы люди по–прежнему отправляют и получают. Конечно, изменилась структура отправлений: 85 процентов составляет деловая корреспонденция, но, например, под Новый год личная переписка возрастает вдвое.


— Какой бы красивой ни была электронная открытка, она никогда не заменит обычную, которую приятно просто подержать в руках, — замечает заместитель генерального директора «Белпочты» по эксплуатации Ирина Саксонова. — И ни при каких условиях холодные стандартные шрифты не передадут всех чувств так, как строки, написанные знакомым почерком дорогого человека.


А еще для многих важно, кто бросает в их ящик газету или конверт.


— Бывает иду по улице, а люди выглядывают из окон и кричат: «Привет лучшему почтальону!» — улыбается Наталья Сундукова, победительница республиканского конкурса профессионального мастерства среди почтальонов–2007. — Приятно. Я когда на почту пришла, думала, надолго не задержусь, поработаю, пока ребенок маленький, и снова стану поваром–кондитером. А вот уже 7 лет работаю, и ничего другого не надо. Мне нравится общаться с людьми, приносить им не только пользу, но и простую человеческую радость.


Вот поэтому бездушная электронная машина никогда  не заменит человека с толстой сумкой на ремне.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter