С точки зрения истории

В центре Минска спустя сто лет вновь появятся городовые, а некоторые улицы объявят пешеходными...

В центре Минска спустя сто лет вновь появятся городовые. Они будут нести службу на въездах в Старый город со стороны улиц Зыбицкой, Энгельса и площади Свободы. Для охранников уже поставили будки — в дореволюционном стиле. Вскоре в исторических кварталах станет меньше транспорта, а некоторые улицы объявят пешеходными.


К 2014 году, когда в Минске пройдет чемпионат мира по хоккею, все тротуары и фасады «причешут» под XVIII — XIX века. Старый Минск окончательно восстановят в прежнем виде...


Впрочем, палки в колеса оптимистическим планам могут вставить некоторые обстоятельства.


Вообще, по первоначальному замыслу и программе, утвержденной Президентом, восстановительные работы должны были завершиться уже в этом году. «СБ» писала (9 июня с.г.) о задержках и переносе сроков по некоторым объектам. Неопределенность сохранялась до последнего момента. Но Михаил Жих, главный инженер коммунального строительно–эксплуатационного УП Мингорисполкома «Мiнская спадчына», на днях ответственно заявил, что 2014–й — это год окончания восстановления центра города.


Верхний город: смена фонарей


Уже в 2013–м можно будет заглянуть в кельи бывшего бернардинского монастыря. И даже остаться здесь на ночь. Теперь весь комплекс оплетен зеленой строительной сеткой. Сквозь нее видно, как рабочие «выкачивают» из здания мусор, подготавливая к реставрации. Недавно в обители раскрыли неизвестные галереи и своды. Первыми под ними в новом отеле проведут ночи гости чемпионата по хоккею. Здание включено в «предчемпионатную» инвестиционную гостиничную программу.


Кельи сохранят прежний вид — так что каждый при желании сможет ощутить, как жили монахи в давно минувшие времена. Рядом, еще в одном доме со сводами, появится музей археологии. Ученые на совесть поработали во дворе монастыря и обнаружили вещи людей, живших здесь в XII веке! Все это мы увидим под стеклом уже через пару лет. А в монастырском дворе откроется музей карет. Прокатимся?


Кататься мы вскоре будем не по асфальту, а по настоящей брусчатке. Михаил Жих обещает, что в Старом городе заменят все современные элементы оформления под стилизованные — вплоть до фонарей и рекламных вывесок.


Троицкое предместье: труба зовет


Этот квартал привели в порядок еще в 80–е годы. Но при реставрации учли не все. Теперь, по словам Михаила Жиха, приходится исправлять ошибки. Когда–то здесь оставили обычные квартиры. Сперва был план переселить жителей в новые дома. Но потом решили: пусть остаются — все–таки музеефицировать до абсурда исторический центр не стоит. Хотя в перспективе, возможно, квартиры выкупят у граждан и оборудуют здесь апартаменты для туристов.


Но главное — в Троицком срочно нужно заменить все коммунальные системы: трубы, проводку. На берегу Свислочи, в откосе, оборудуют общественные туалеты. Наконец–то... Четверть века назад их здесь, в первом туристическом уголке города, никто не предусматривал.


Кроме того, улицы предместья выложат булыжником и клинкерным кирпичом — асфальт и плитку прочь! А на «фасадной» Коммунальной набережной отстроят деревянные домики, точь–в–точь как это было еще в начале прошлого века. Раньше в зданиях находилась коммунальная баня. А теперь откроются галереи, получат мастерские художники.


Замчище: две половинки сердца


Это место у станции метро «Немига» называют «сердцем города», здесь был основан почти тысячу лет назад град Менеск. Но ничто не свидетельствует об этом на поверхности. Современные здания возвышаются по обе стороны проспекта Победителей. Между тем под землей покоятся остовы въездных ворот замка, соборной церкви — и все это XII века. Уже к концу нынешнего года должен быть доделан архитектурный проект восстановления самой ценной части исторического центра. Но придется пожертвовать спортивным комплексом по Победителей, 2.


Проспект навсегда разделил «сердце» на две половинки. Поэтому одна из них отныне именуется «юго–восточной» (где церковь и ворота). К этому району Замчища перекинут пешеходный мост от Троицкого предместья.


Вторая половина — «северо–западная». С ней пока больше проблем. «Нужно вынести за пределы Замчища 44–ю школу, снести еще несколько построек, чтобы начать работы по реконструкции квартала», — ставит первоочередные цели Михаил Жих. Однако до сих пор ничего не сделано. Не согласованы позиции всех заинтересованных сторон. И на каждый шаг нужны деньги инвесторов. Их тоже нет. Из–за неопределенности никто не готов вкладывать свои средства. Впрочем, реализация проекта начнется в любом случае в следующем году, если полагаться на оптимизм сотрудников «Мiнскай спадчыны».


Хотя Замчище уже не первый год начинают «возрождать», да все инициативы стопорятся, как в заколдованном круге. Когда–то даже была идея переноса проезжей части проспекта под землю. Но окончательный проект предлагает лишь переход от одной половины «сердца» к другой по коридору под трассой.


Раковское предместье: хлебное дело


Квартал сам по себе небольшой, но реставрации мешают два камня преткновения: хлебозавод и обойная фабрика. «Мiнская спадчына» предлагает предприятия вынести в другие районы города. Но договориться пока не удается... Впрочем, и завод, и фабрика, существуют здесь еще с «царских» времен. Поэтому с точки зрения истории у них есть все права оставаться на прежних местах. Да и запах свежего хлеба, который доносится за пределами предместья, лучше яркого указателя привлечет сюда туристов.


К слову, предлагаются довольно спорные проекты реконструкции этого уголка Минска. Так, с улицы Освобождения должен выселиться военкомат, на его месте оборудуют автостоянку. Конечно, нужное сооружение. Но место для парковки вряд ли правильно подобрано.


Прежде здесь стояла церковь Воскресения Христова. Историк Иван Сацукевич гарантирует, что, если сопоставить карты Минска 1793 и 2010 годов, легко установить, где залегают фундаменты храма. Рядом, кстати, расположен Белорусский экзархат Русской православной церкви. Так что место символичное. И если уж думать о хлебе насущном (автостоянке), то не стоит забывать, что в историческом центре главное — ощущение духа старины. Паркинг может добавить в бочку меда довольно–таки горькую ложку дегтя. Пусть архитекторы еще семь раз отмеряют, а потом уж режут. Чтобы потом не жалеть. Прошлое не воротится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter