С точки зрения исторической перспективы

Мы живем в реальном мире, и эту реальность каждый ощутил уже на себе. 9 ноября исполняется три месяца с даты президентских выборов. С чем мы столкнулись и какие предварительные выводы можно сделать?

Чем больше проходит времени, тем ощутимее результат. Происходит медленное отрезвление общества. Люди начинают оценивать произошедшее более аккуратно и взвешенно. Наступает момент, когда мы все должны системно проанализировать и показать всему миру то, о чем все знают: в Беларуси была предпринята попытка государственного переворота. 
Главное — варшавско-вильнюсский сговор под эгидой спецслужб США и ряда европейских стран потерпел крах. 
Понятно, что период выборов — в любой стране наиболее уязвимый момент для непосредственного влияния и вмешательства в ее внутренние дела. Но, пожалуй, впервые Беларусь столкнулась с системной работой по дискредитации власти и подрыву государственных устоев страны. Дискредитация ведется по всем направлениям. Независимо от прозрачности и демократичности процедуры самих выборов коллективный Запад заранее принял решение о непризнании выборов и о начале подрывной деятельности против власти и всего белорусского общества. Очевидное для всех уже невозможно скрыть. 

США выбрали себе миссию продвижения «демократии» по всей планете. Это единственный универсальный способ внедрить везде одинаковую процедуру-рамку, которая и позволяет легко вмешиваться. После Второй мировой войны США и их союзники более 100 раз открыто вмешивались во внутренние дела более чем 60 стран. Эта «демократия» технологически выгодна, так как речь идет не о демократии, а о навязывании самой процедуры, которая является инструментом политической интервенции. Будем откровенны, «демократия» для США — это портал для вмешательства.

Делегитимизация без купюр

Независимая политика Беларуси не всем по нраву. Сам факт введения санкций — тому доказательство. Именно поэтому вывод людей на улицы посредством телеграм-каналов — яркий пример не только по оказанию давления на сами выборы, но и прежде всего попытка сформировать покорную политическую и бизнес-элиту, которая будет оказывать давление на власть с целью смены политического курса.

Когда 10 августа стало понятно, что на итоги голосования повлиять невозможно, мы увидели демонстрацию полномасштабной делегитимизации самих выборов. Система внешнего влияния оказалась комплексной и бескомпромиссной. Такого напора еще не было.

Обычно смена власти как раз и происходит в процессе подсчета голосов. 
Вкачивание денег в создание хунты за рубежом, в «уличную оппозицию» — все это отработанная технология во многих странах. 
Украина продемонстрировала, как работает модель по свержению власти. Начинается с умов людей. На гранты идет подготовка преподавательской, творческой и журналистской элит за рубежом. Затем — подготовка боевиков, технология прорыва милицейских кордонов, финансирование некоммерческого сектора. Все это мы увидели без купюр.

Все протесты носили и носят характер на первый взгляд хаотичный. Однако в подготовленном, как уже сейчас стало очевидным, «спектакле» для Беларуси все роли были расписаны заранее на Западе. В качестве консультантов выступила «пятая колонна». 
Часть общества оказалась не готова к такой «информационной» войне, так как долгое время пребывала в исключительно благоприятных безмятежных условиях жизни. Инстинкт самосохранения притупился, не распознали и не увидели угроз. 
Более того, отдельные «персоны» в системе управления оказались не способны трезво оценить ситуацию и пошли, по моему убеждению, на самое страшное преступление — предательство.

Запад не видит разницы между пропагандой и правдой. Запад верит в собственную пропаганду. И такая позиция уже оказалась губительной для самих европейских стран.

Социальный иммунитет

С другой стороны, в искусственно навязанном нам мировоззренческом кризисе есть и свои положительные результаты.

Во-первых, модель государственного управления продемонстрировала как устойчивость ко внешней агрессивной среде, так и гибкость при принятии ситуативных решений.

Во-вторых, белорусское общество и власть показали свою монолитность и эффективное взаимодействие в непростых условиях.

В-третьих, чрезвычайно четко и слаженно сработали все силовые структуры. Их историческую роль в сохранении страны нам всем еще предстоит оценить.

В-четвертых, с точки зрения исторической перспективы и аналитического потенциала Глава государства явился образцом высокой меры ответственности за народ и страну в целом. 

Понятно, Запад не оставит попыток повлиять на поствыборную ситуацию в Беларуси и будет работать вдолгую. Идет процесс государственного и идеологического созревания. Самоуспокаиваться нельзя. Вероятность кровавой провокации высока.

Впереди взлеты и падения, доверие и разочарования. Нам предстоит сделать еще глубокий анализ происходящих событий и много работать в контексте проектного управления по запросу людей на модернизацию Беларуси. А всем, кто вольно обращается со временем, не опасаясь за последствия, отвечу: займитесь делом. Угрозы в персональный адрес — это уже другая история.

Николай ­ЩЁКИН, кандидат философских наук, доцент, заведующий отделом социологии госуправления Института социологии НАН. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter