Современный художественный театр, ведомый своим несгибаемым кормчим Владимиром Ушаковым, выдал в августе премьеру

С тобой и без тебя

Современный художественный театр выдал в августе премьеру

Пока остальные театры только готовятся распахнуть свои двери, Современный художественный театр, ведомый своим несгибаемым кормчим Владимиром Ушаковым, выдал в августе премьеру. Да не простую, а настоящую во всех смыслах бомбу, которая еще непременно рванет так, что мало не покажется: лирическую комедию «С тобой» в постановке не кого–нибудь, а известного российского режиссера Дмитрия Астрахана по пьесе его постоянного автора, драматурга Олега Данилова. Такого шага от СХТ я лично не ожидал. На августовских показах — сплошной аншлаг и аплодисменты. Узнаваемо хохочет своим фирменным смехом не только игравшая в спектаклях СХТ Эвелина Сакуро, но и весь зрительный зал. Идут явно на режиссера, потому что имя Астрахана — это брэнд со своим кругом поклонников.


В спектакле всего два актера — Виталий Новиков и Ирина Корниевич. Первый, кстати, человек разносторонних интересов: бизнесмен, музыкант, светский персонаж, кавээнщик.


«С тобой» продолжает лирическую линию картин Астрахана «Ты у меня одна» и «Подари мне лунный свет», где главной темой становится любовь, пронесенная через годы. В Минске, кстати, в Театре–студии киноактера с успехом шел спектакль «Мы идем смотреть «Чапаева» по пьесе Олега Данилова, так что его слог минскому зрителю во всех смыслах знаком.


В спектакле супруги Юра и Лена Нечаевы долго выясняют отношения, перебирают в памяти события прошедшей жизни. Не будем раскрывать интриги. Третье действующее лицо спектакля — большой диван, молчаливый свидетель всех слез, сцен и примирений. Жизнь груба: Юра растрачивает талант режиссера на создание проходного коммерческого кино, а Лена от тоски увлеклась эзотерикой, гаданиями и приметами и сейчас озабочена только одним: как бы встретиться с любимым супругом после ухода в мир иной. Режиссура Астрахана здесь тактична и ненавязчива, у актеров большое поле для импровизаций, для поиска рисунка роли. Комедия на двоих — это всегда риск. Успех здесь зависит от обоих исполнителей. Новиков и Корниевич не подавляют друг друга, а поддерживают, в их сценический семейный кризис веришь безоговорочно. Они легко и достоверно передают все его нюансы. Даже какие–то промахи, которые, безусловно, есть, как в любой живой работе, симпатичны, потому что наполнены живой эмоцией. Между их персонажами и зрительным залом нет дистанции. Они как будто вышли на сцену из зрительного зала. И от публики своей ничем не пытаются отгородиться. И та платит актерам сочувствием и переживанием.


О публике СХТ можно сказать и особо — давно не видел такой разношерстной — супружеские пары, студенты, пенсионеры. Эх, верно строит Владимир Ушаков свою репертуарную политику, делая коммерческий театр с человеческим лицом.


Снобам лирическая комедия «С тобой» не понравится категорически. А мне такой разговорный, наивный театр чем–то близок. Он возвращает в театр человеческий контакт, не пытается скрыться за спецэффектами и внешней мишурой. Как всегда, в драматургии Олега Данилова есть знание жизни, прямолинейная правда характеров, внутренний свет. Виталий Новиков не претендует на лавры Смоктуновского, он по–ребячески открыто осваивает театральное пространство, ощупывает каждый квадратный сантиметр сцены, и от этого ребячества захватывает дух. Ирина Корниевич тоже не строит из себя Мерил Стрип. Их герои — Нечаевы, словно ничьи в этом космическом пространстве. Спасти себя от одиночества могут только они сами. Такие благополучные с виду респектабельные супружеские пары вы наверняка встречали в жизни. Внешне все хорошо, но что скрывается за фешенебельным фасадом?


Хочется верить, что «С тобой» станет не единственным спектаклем Дмитрия Астрахана в репертуаре СХТ и в будущем худрук коллектива Владимир Ушаков как продюсер еще доверит господину Астрахану более масштабную постановку — не только с диваном, но и с другой мебелью, не только с двумя актерами, а с целым ансамблем. Чтобы получилась не камерная семейная история, а полотно и фреска. Тем более что почти всех местных актеров режиссер хорошо знает — столько лет он снимает свои эмоциональные картины в Минске. Трудно припомнить актера, у него не снимавшегося. Так что имеем полное право считать режиссера своим во всех смыслах, а от своих всегда ждешь только хорошего.


Добрый зритель в 9-м ряду.

 

Советская Белоруссия №164 (24301). Вторник, 3 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter