С пяти лет в школу идут единицы

Во сколько лет лучше отдать в первый класс любимое чадо?
Во сколько лет лучше отдать в первый класс любимое чадо? В шесть? В семь? А может, в пять? Последний вариант всего–то пару лет назад практиковало немало родителей, мол, читать сынишка умеет, а что еще надо? Но вступивший в силу в прошлом году Кодекс об образовании подвел нижнюю черту в этом вопросе: первоклашке на первое сентября должно исполниться как минимум шесть лет. Исключение — если один из законных представителей желает отправить в школу своего ребенка, шестилетие которого выпадает на сентябрь. Остальным «недотягивающим по возрасту» нужно получить добро от Министерства образования. 



К слову, в этом году желающих оказалось немного — и 10 человек не набралось. Вот и «СБ» накануне 1 сентября задалась вопросом: а стоит ли спешить усаживать малышей за школьную парту?

Для Алены Адамович из Браславского района первый звонок прозвенел в пять с половиной лет. Нет, розовое детство, конечно, могло бы и продлиться, ведь в школу она не особо торопилась. Но пока родители на работе, присмотреть за ребенком было некому, поэтому на семейном совете единогласно постановили: пойдет в школу вместе с сестрой, которая всего на полтора года старше, мол, ничего, смышленая. Подтянется — и справится со школьной программой.

Сегодня, спустя 20 лет, Алена — успешный дипломированный экономист одной из частных браславских фирм, университет окончила с отличием и о раннем образовательном старте ни капли не жалеет. Правда, и не скрывает, что сложно быть самой младшей в классе: «Это и обиды, и трудности во взаимопонимании с одноклассниками. Особенно разница ощущалась в старших классах, когда у других девчонок все разговоры о мальчиках, а ты еще и в куклы не прочь поиграть, и книжки другие читаешь, и мультики вместо «мыльных опер» смотришь. Спустя годы осознаю: некоторые темы на уроках я понимала лишь спустя какое–то время. Только к университету разница благополучно сгладилась».

Сейчас Алена собирает в первый класс уже своего сына. Усадить его за парту решила в семь лет: чтение и письмо даются непросто, поэтому спешить не стоит. Торопиться не советуют и в Минобразования, но специалисты управления общего и среднего образования не отрицают: выбор просто необходим, ведь ребенок ребенку рознь. Не потому ли, чтобы расширить возрастной диапазон, при мониторинге исполнения кодекса подумывают дать официальное добро не только сентябрьским шестилеткам, но и октябрьским, ноябрьским и даже декабрьским?

А  вот история второклассницы Насти Сырокваш только начинается. Уже в четыре с половиной года (!) она просилась на уроки к старшему брату. Через год первого сентября в пять лет и пять месяцев дочка уговорила папу купить ей школьную форму, а брата — сложить портфель. Маме Галине, дипломированному психологу, ничего не оставалось, как просить разрешения принять Настю в первый класс: «Я думала, что все же не стоит лишать ребенка детства, но она сама очень хотела учиться, в садике ей было неинтересно. Наверное, все дело в том, что сын Тимофей рано начал читать, и она все время тянулась за ним».

Директор минской средней школы № 10 Анна Насевич до сих пор удивляется, насколько эта девочка была подготовлена к учебе, любознательна: «Старшие одноклассники–первоклашки тащили с собой на занятия игрушки, а Насте это уже ни к чему, она энциклопедию из рук не выпускала». Заслуга родителей тут налицо, ведь времени на занятия с детьми они не жалеют: Настя с Тимофеем увлечены бальными танцами, музыкой, постоянно посещают музеи. Минимум телевизора и компьютера. Вот если прочитал 100 страниц — можешь скоротать часок за просмотром мультфильмов, сюжет которых потом подробно обсудишь с мамой и папой, сделаешь выводы.

Увы, такие ученики–пятилетки — скорее исключение. Чаще всего, признают директора школ, малыши и первой четверти недоучиваются — родители все же решают забрать, мол, пусть еще годик дома посидит. Девочки в куклы не успели наиграться, а мальчики — в машинки. Стоит ли говорить, что это дополнительный удар по детской психике? Пример — Никита, теперь третьеклассник, но всего–то пару лет назад он шел очередной раз в первый класс. Нет, на второй год за неуспеваемость мальчишку не оставили, но... Шесть лет Никите исполнялось аккурат первого сентября, и мама долго колебалась: один день ничего не решает, не рановато ли в школу отдавать? Решили все же рискнуть, отправить в школу, но при первом же тревожном звонке забрать, что, собственно, и произошло всего–то через месяц. По программе малыш благополучно успевал, но вот его манеры уж никак нельзя было назвать школьными: посреди урока мог запросто подойти к учителю и... сесть на колени. А потом и вовсе по дороге домой утопил в луже свою тетрадку.

Опросила пару десятков педагогов — большинство советуют не спешить со школой. Говорят: «хорошо читает» (а именно этот довод зачастую выдвигают амбициозные родители) — еще не критерий. Главное здесь — усидчивость. Тут как раз и возникают основные проблемы. Вот и Галина Сырокваш подмечает: «Самое сложное, на чем ломаются первоклашки, — пропись. Сегодня немало гипервозбудимых детей, им сложно усидеть на месте, а в школе нужно в день минимум по букве усвоить да еще научиться ее аккуратно писать. Для них это практически нереально, в том числе и потому, что нет у нас, как на Западе, игрового подхода к обучению малышей».

Кроме того, это сначала проблем может и не быть. Они, как правило, вылезают позже, в классе шестом–седьмом, в период так называемой социализации. Директор одной из столичных гимназий и вовсе уверена: «Если у вас ребенок не гений — не отдавайте его раньше 6 лет в школу! Мальчиков даже лучше приводить на год позже, чем девочек. Думаете, самое сложное в школе — читать, писать, задачки решать? Гораздо сложнее — дисциплина, почерк, оформление тетрадей, отношения с ребятами и учителем... Как раз программа в смысле знаний в первые полгода учебы до смешного проста».

Но вы все равно настаиваете? Упорствуете? Считаете, что именно ваше чадо — гений? Тогда стоит прислушаться хотя бы к мнению Елены Навицкой, заведующей психотерапевтическим отделением Минского клинического детского психоневрологического диспансера. Она уверена: нужно обязательно проконсультироваться с психологом, ведь тут действительно все строго индивидуально:
— Ребенок должен быть развит не только интеллектуально, но и эмоционально, и физически. И у девочек, и у мальчиков отставание может быть в моторике, зачастую им тяжело удерживать внимание, адаптироваться в коллективе. Важно ведь не только усваивать знания, их нужно еще и удерживать, при этом время от времени малыши вынуждены решать проблемы со своими сверстниками. К тому же пойти в школу — это как на работу: придется придерживаться определенного ритма, соблюдать набор правил, а в 5 лет нередко ребенок еще эмоционально не готов к такому развитию событий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter