Интернет-торговля набирает обороты: в стране хотят создать ассоциацию электронной коммерции

С кликом по жизни

Перспективы развития электронной торговли в нашей стране обсуждаются не первый год, но пока этот сектор у нас показывает не самый впечатляющий рост. Число интернет-магазинов постепенно растет, однако китайские торговые площадки по-прежнему остаются популярными среди белорусов и перетягивают солидную долю покупателей на себя. Какие проблемы есть у e-commerce и поможет ли их решить создание ассоциации электронной коммерции, а также стоит ли вводить какие-то запретительные меры для зарубежных интернет-магазинов? Корреспондент «Р» выслушала мнения экспертов. 

За прошлый год 49 процентов белорусов (это 4,7 млн человек) совершили хотя бы одну покупку в интернете.
eversheds-sutherland.com


Портрет покупателя

Официальной статистики, что и как белорусы покупают в интернете, в нашей стране пока нет. Госорганы располагают лишь цифрами статистики по удельному весу интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли. В прошлом году этот показатель составил 3,8 процента. Исследованиями этого сегмента занимается маркетплейс Deal.by. Его руководитель Максим Маринич представил некоторые данные. Так, за прошлый год 49 процентов белорусов (это 4,7 млн человек) совершили хотя бы одну покупку в интернете. По сравнению с предыдущим годом число тех, кто покупает онлайн, увеличилось на 4 процента. 

Две трети покупателей выбирают и белорусские, и зарубежные интернет-магазины, 24 процента покупают только в белорусских интернет-магазинах, 9 процентов — только в зарубежных. При этом 98 процентов белорусов, которые совершают онлайн-покупки за рубежом, делают это в интернет-магазинах Китая. В 16 раз меньше людей покупают в интернет-магазинах США. За ними следуют интернет-магазины Польши и России.

Средний чек на одну покупку в белорусском интернет-магазине составляет 70 рублей, а в зарубежном белорусы тратят в 2,8 раза меньше — 25 рублей. К примеру, средний чек на одну покупку в китайском интернет-магазине — 23 рубля.

Согласно данным Deal.by, самая популярная причина, по которой белорусы выбирают иностранные интернет-магазины, — там дешевле. Это отметили 83 процента интернет-покупателей. 39 процентов сказали, что в зарубежных интернет-магазинах есть то, чего нет в Беларуси, 17 процентов — что к ним выше доверие. Чаще всего только зарубежные площадки выбирают жители Брестской области (27 процентов интернет-покупателей), меньше всего такой способ распространен в Минске и Минской области (6 процентов). 

— Если посмотреть на уровень достатка, то чем лучше финансовое положение, тем меньше людей ограничиваются только зарубежными интернет-магазинами. Похожая ситуация с опытом покупок в интернете. Те, кто редко покупает онлайн, чаще выбирают только зарубежные интернет-магазины. Но чем больше опыта покупок в интернете появляется у человека, тем чаще он выбирает не только зарубежные, но и белорусские площадки, — поясняет Максим Маринич. 

По оценкам эксперта, объем рынка электронной коммерции в стране — 700—800 млн долларов, из них более 150 млн приходится на AliExpress.

Средний чек на одну покупку в белорусском интернет-магазине составляет 70 рублей, а в зарубежном белорусы тратят в 2,8 раза меньше — 25 рублей.
roslavl.readovka.ru


Проблемы белорусских интернет-магазинов

Развитие электронной коммерции — общемировой тренд, но Беларусь здесь пока отстает, причем отстает даже от стран-соседей. И в России, и в Украине этот сегмент занимает больший вес в розничном товарообороте. Почему так происходит? По мнению Максима Маринича, основная причина — слаборазвитая инфраструктура. Пока на этом рынке у нас работает фактически только «Белпочта»:

— Сейчас определенные игроки приступают к процессу формирования логистической инфраструктуры. А что такое складская инфраструктура? Это ассортимент. В данном случае побеждают те, у кого есть этот ассортимент. Второй момент — доставка товара. Белорусские интернет-магазины какое-то время пытались «зашивать» стоимость доставки в стоимость товара. И у потребителей сложилось представление, что доставка — это всегда бесплатно. Но это такая же услуга, и она стоит денег. У нас рынок доставки товаров сейчас находится в состоянии формирования. На мой взгляд, отсутствие этих инфраструктурных вещей и влияет на то, что рынок электронной коммерции не двигается вперед.

Эксперт отмечает, что сейчас на согласовании в Палате представителей находится Закон «О платежных услугах». Принятие этого документа позволит развиваться курьерским службам, а это, в свою очередь, приведет к более активному росту сегмента e-commerce. Ожидается, что заработает документ уже в 2020 году. 

Присутствие на небольшом белорусском рынке таких гигантов, как, например, российские Ozon.ru, Wildberries и Lamoda, тоже составляет определенный дискомфорт для национальных игроков. Но вводить какие-то запретительные меры для зарубежных интернет-магазинов не стоит, и с этим солидарны большинство белорусских компаний. Это не приведет к более качественному развитию e-commerce в долгосрочной перспективе, лишь даст временные бонусы. Максим Маринич отмечает: у белорусских игроков на этом рынке есть один только способ решать проблемы — это растить сервис, увеличивать ассортимент, развиваться, трансформировать свой рынок. Белорусский рынок электронной коммерции находится в начале развития, и у него есть запас по росту. Такой же точки зрения придерживается и регулятор — Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Еще один важный момент — участники рынка должны объединиться, чтобы более аргументированно доносить свою позицию до государства. Сейчас два крупных игрока на рынке электронной коммерции в Беларуси — Deal.by и «Е-доставка» — работают над созданием ассоциации электронной коммерции. 

Заместитель директора по коммерческим вопросам компании «Бремино групп» Роман Соболев отмечает, что Беларусь входит в ЕАЭС и должна учитывать ситуацию во всех странах союза:

— Мы живем в таможенной «пятерке», никто этого не отменял. Нам нужна ассоциация, чтобы взаимодействовать с другими подобными ассоциациями, к примеру АКИТ в России. На уровне «пятерки» нужно собираться и создавать какие-то общие условия. 

Кстати, сейчас в ЕЭК активно обсуждается вопрос развития цифровой торговли, создана даже специальная рабочая группа, в которую вошла начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Виолетта Брезовская:

— Мы только в начале пути, сейчас будет разрабатываться «дорожная карта» по развитию цифровой торговли в ЕАЭС. Это будет касаться, в принципе, не только регулирования законодательства, но и продажи товаров, таможенных деклараций, налогов. В «дорожную карту» будут закладываться все сферы деятельности, которые необходимо обсудить и найти пути решения. Фактически будет создаваться единый рынок цифровой торговли. А какие-то конкретные вопросы — разрешат ли продавать лекарства, алкоголь или табак в интернете — пока не обсуждаются. 


По мнению Виолетты Брезовской, защищать интересы белорусского сегмента интернет-торговли будет намного проще, если ассоциация будет все-таки создана:

— Регулятору удобнее работать именно с ассоциациями, которые представляют интересы многих игроков на рынке. Простой пример: МАРТ активно работает с Ассоциацией розничных сетей, они даже шутят, что фактически прописались в министерстве. Ходят к нам на совещания, конференции, мероприятия. И доносят до регулятора те проблемы, которые необходимо решать. В то же время и регулятор ставит ассоциации определенные задачи по решению тех или иных проблем.

Членами ассоциации смогут стать все заинтересованные участники рынка — не только интернет-магазины или торговые площадки, но и платежные и логистические операторы. 

— У каждого члена ассоциации будут свои локальные задачи. Наш клиент — это малый и средний бизнес, поэтому мы будем двигать его интересы. Необходимо обсуждать вопросы сертификации товара. Активно мы будем работать с регулятором и с точки зрения развития курьерских служб. Для нас, как для маркетплейса, это основной момент — все, что связано с доставкой и платежами. Другие коллеги будут представлять свои инициативы. Естественно, все это будет согласовываться внутри ассоциации. 

Директор площадок «E-доставка» и «Гипермолл» Дмитрий Ананьев пока не знает, какие именно инициативы будет предлагать на рассмотрение ассоциации:

— Она еще не создана, но это витает в воздухе. К примеру, АКИТ в России делает хорошие аналитические срезы, продвигает определенные инициативы бизнеса, помогает ему развиваться. 

По оптимистичным прогнозам, ассоциация электронной коммерции может появиться в Беларуси уже в сентябре.

mich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter