С доставкой на дом

Автолавка-2006. Взгляд изнутри
Автолавка-2006. Взгляд изнутри

Где же они? Где ухабы и ямы? Где облупившийся фургон автолавки с лотками, заполненными кирпичами серого хлеба, пакетами с макаронами, такими же серыми и невкусными, оцинкованными ведрами и резиновыми сапогами? Нет уж их! Ушли из нашей памяти, растворились в небытии... Нынче колесит по дорогам Новогрудчины новенький «Мерседес», заполненный свежими продуктами, от разнообразия которых просто дух захватывает. Фору даст современная автолавка многим городским магазинам. А владеет ею предпринимательница из городского поселка Любча Тамара Степовая.

Свежий хлеб

С чего начинается рабочий день сельской автолавки? С хлебозавода — здесь водитель получает свежий душистый хлеб в 6 часов утра. А вместе с ним туда отправляется и Тамара Степовая — посмотреть, все ли в порядке, помочь и проконтролировать.

— Хотите проехать с нами по маршруту? — спрашивает меня Тамара Ивановна, наблюдая за погрузкой продуктов в микроавтобус у магазина в Любче. — Сегодня машина идет по «большому кругу», заезжает в шесть деревень, завтра — в три.

Пока едем в деревню Сенно, а ее автолавка посещает в понедельник и пятницу, Тамара Ивановна вспоминает, что начиналось ее «развозное» дело еще в 2000 году. Жила с семьей в деревне Ачукевичи, а торговала в Любче. Случилось так, что заболела в Ачукевичах продавщица сельского магазина, надолго заболела. Стали к Степовой люди приходить за сахаром и мукой, потом попросили привезти свежий хлеб и молоко, а потом, прознав о своеобразном магазине на колесах, и жители других окрестных деревень стали обращаться к предпринимательнице.

— Вот так и вышло, что не сама я решила развозом продуктов заниматься, а люди меня упросили, — смеется Степовая. — Сейчас у меня работают две машины, которые обслуживают 15 деревень.

И верно, сельчане теперь, как и горожане, хотят и хлеба теплого, и фруктов свежих, и конфет с орехами да курагой, сладких напитков и мороженого десятков сортов, а не как в былые времена, когда было единственное «Сливочное». Да и вправду сказать, старый — что малый, тянет пожилых на «прысмакi», да и внуков хотят побаловать... Сельские магазины, к сожалению, не везде за спросом возросшим угнаться могут, порой по старинке работают. А у Степовой традиционно предложение спрос опережает — только–только в городских магазинах свежие овощи появились, огурцы и помидоры, тут же повезла их предпринимательница и по деревням.

Дорогу осилит идущий?

Вот она — деревня Сенно. Длиннющая, не на один километр растянулась. Магазин — в центре, от крайних домов к нему топать и топать, старым ногам такая задача совсем не под силу.

Подъезжаем к первому месту остановки (их здесь автолавка делает несколько) и видим ожидающих людей, пожилых в основном. Сидят старики на лавочке у дома Евдокии Николаевны Кохан, беседуют. 67–летняя бабушка Евдокия — инвалид, с трудом до собственной калитки добирается, а тут такой подарок — прямо за порогом магазин, да какой! Купила Евдокия Николаевна все, что хотела — и хлеб, и булочки, и сметану, и майонез, — и замерла в раздумье: «Какое мороженое выбрать из множества сортов?» Решила взять ванильное в вафельном стаканчике. Расплатилась и тут же на лавочке села его попробовать — вкусное!

— Было время, райповский магазин с нашей Тамарой Ивановной повоевать решил, — рассказывает мне 84–летний Василий Георгиевич Шоцкий. — Мол, надо запретить автолавку, а то выручка в магазине маленькая... Да мы не дали Степовую прогнать, писали письма в райисполком. А то что же получается, о выручке в райпо вспомнили, а о людях забыли? Разве ж мои ноги осилят путь 2 — 3 километра до магазина? А обратно с покупками мне и вовсе не дойти...

По расписанию

Пока я со стариками беседую, водитель, он же и продавец, Александр Рабковский споро управляется с покупателями, и мы отправляемся к месту следующей остановки. И там автолавку уже ждут, знают, что придет машина, что бы ни случилось, в любую погоду...

— Не умею я людей подводить, — говорит Степовая. — Я в торговле с 15 лет, родителям помогала, да и родилась под подходящим знаком — Весы. Только это и умею делать, да и люблю я свою работу. Меня мама учила — первым делом человеку улыбнуться надо, поговорить...

Заглянула я в Сенно и в магазин райпо, полюбопытствовала. И там на полках свежий хлеб и фрукты, колбаска и рыбка. И райповские автолавки по окрестным деревням ходят, правда, большим фургонам невыгодно в те деревни, в которых почти не осталось жителей, заезжать, а вот предприниматель и такие не минует. Хадасы, например, где всего два человека живут, Евсеевичи (16 человек), Плянта (12 человек).

В одном только Асташинском сельском Совете на социальном обслуживании 68 пожилых людей.

— Стареет население! — горюет председатель сельсовета Валентина Гайшун. — Помогаем им, как можем, есть у нас и 7 магазинов райпо, и два частных магазина, и выездная торговля, а все равно до всех не доезжают.

Вот и обратилась к Степовой Валентина Гайшун с просьбой сделать в деревне Большие Воробьевичи еще одну остановку — та не отказала. Есть в Воробьевичах «закуток», Ширновкой зовут: и далеко он от центра деревни, и живут там одни старики. Автолавка для них — большое облегчение: и продукты подвезет, и комбикорм, и кормосмеси, и отруби...

А о войне между райпо и предпринимателями на Новогрудчине забыли уж давно. Мирно сосуществуют две структуры, задача–то одна: улучшить обслуживание населения. Чтобы через несколько лет (лучше, конечно, быстрее!) зашедший в городской продуктовый магазин сельский житель только плечами пожал: «А выбор–то у вас тут не очень! Приезжайте к нам, позавидуйте!»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter