На фестивале «Амурская осень», завершившемся неделю назад, Елена Борзова была удостоена Специального приза.
Черный квадрат на сцене
Я — москвичка, а родители мои были деревенские, но почти всю жизнь прожили в столице. Работали инженерами, папа прошел войну, он рано ушел из жизни.Я окончила школу-студию МХАТ, навсегда благодарна ей за ту человеческую основу, которую нам там заложили.
Мастер сразу сказал, что у нас нет личной жизни и болезней. Актер может не выйти на сцену по одной причине, название которой — смерть. Еще на всю жизнь запомнила слова педагога: «Блевать, мочиться и давить клопов на сцене нельзя». Сегодня мы это видим сплошь и рядом. Сцена выше пола, выше земли. Это не говорит о том, что мы не говорим о насущных, духовных и душевных проблемах. Говорим! Но никогда нельзя говорить со сцены пошло! И когда мне говорят, что черный квадрат Малевича — это живопись, я отвечаю: «Нет! Малевич сам сказал, что это не живопись, а конец живописи». Голые мужики на сцене — это не искусство. Это квадрат Малевича. Не надо мне баню на сцене. Сцена — это кафедра.
У меня был период, я служила в Московском Новом драматическом театре. Я его называла новый травматический театр. Меня там съедали поедом, не давали играть. А я брала мяч и ракетку и уходила в Лосиноостровский парк. Там стояла избушка, и я по ней шарашила мячом что было сил. Никогда виду не подавала, хотя страдала очень сильно. Даже в больницу попала.
Боря Невзоров мне как-то сказал: «Лен, ты что как палка? Не гнешься. Гнуться не будешь — сломают...» Он учил, что надо слушать, но делать по-своему.
Люди часто говорят, что в своей жизни ничего не меняли бы. А я бы поменяла многое. Жизнь дорого берет, но крепко учит. Несгибаемой палкой жить трудно и малопродуктивно.
Обожаемые «Песняры»
Писатель Иван Мележ — это белорусский Шолохов. Его трилогия «Люди на болоте» — это, бесспорно, классика. Там очень точно выписан характер народа, многие белорусы сверяют свой внутренний ментальный камертон с образами, прописанными Мележом.Почему меня Беларусь влюбила в себя? Я там увидела на удивление гармоничных людей, трудолюбивых, добрых, настроенных на самоотдачу. Если честно, моя влюбленность в Беларусь началась еще в школе. Я влюбилась в творчество ансамбля «Песняры». Школьницей ходила на их концерты в Москве, пластинки заезживала едва ли не до дыр. Часами могла слушать. Я еще тогда стала учить музыкальный и очень теплый белорусский язык по их песням.
Я была городская девушка, которая смертельно боялась коров и комаров. Сама себе не раз задавала вопрос, почему меня утвердили на роль героини в картине «Люди на болоте» Ганны Чернушки? Что-то во мне увидел режиссер картины.
Снимали картину в Березинском заповеднике, что в Витебской области, в селе Волова Гора. В первый съемочный день режиссер дает мне серп и говорит: «Иди жито жать..» А я не умею! Всему меня научили сельские бабули, которые снимались в массовках. И жито жать, и онучи завязывать, в лаптях ходить, и тыльной стороной руки по-крестьянски нос вытирать. Я ходила по деревенским хатам, разговаривала с женщинами. Все подмечала, впитывала. Люди мне рассказывали, как войну пережили. Спокойно так, с достоинством, без надрыва и пафоса.
Роль Ганны в картине «Люди на болоте» стала знаковой в судьбе Елены Борзовой.
Атмосфера на съемках была идеальная. Режиссер не рассказывал о сверхзадачах, он создал атмосферу, которая была нужна для картины. Давали нам свободу. Оператор подстраивался под состояние актера, а не актер под оператора.
На съемках говорили по-русски, а озвучивала уже на белорусском. Вернее, на суржике. Так, как говорят люди на Пинщине, — это где Пинские болота. На озвучивании второй режиссер, которая прекрасно говорила на белорусском, помогала нам. У меня быстро и легко все получилось.
Беларусь так и осталась для меня второй родиной и родной сестрой. Очень люблю там бывать. Я, когда приезжаю на Белорусский вокзал, слышу запах поезда, мне сразу хочется сесть в вагон и поехать в Беларусь.
Есть такое понятие, которое не передать словами. Это любовь. Вот у меня с Беларусью случилась любовь.
Моя Доронина
Я работала в горьковском МХАТе, которым руководила Татьяна Доронина. Постараюсь быть объективной. Она, безусловно, великая актриса. Великая! Как режиссер Татьяна Васильевна послабей. В театре при ней была совершенно сталинская атмосфера, все друг на друга стучали.Я там играла в спектакле. Как-то Татьяна Васильевна посмотрела меня на репетиции. Она пришла тихо, я и не знала, что она в зале сидит. Дала в итоге мне высшую ставку и заключила контракт на год.
За три дня до премьеры опять пришла. Там по ходу сюжета раненый лежит Александр Збруев, я над ним причитаю: «Зачем нам эта Америка, мы туда никогда не поедем...» А у меня в это время второй муж остался в Америке, а я с ребенком на руках в Москве. Мне эта тема была больна и понятна. Я очень эмоционально играла. Вдруг Доронина говорит: «Да вас в Америку пальцем помани, вы туда и сбежите...» Я как выдала тираду: 300 лет мне нужна эта Америка, я русский человек и люблю свою страну...
Она не нашлась что ответить и промолчала. Поняла, что проиграла. А Татьяна Васильевна проигрывать ох как не любила. В эту минуту я свой контракт и расторгла. Мы сыграли премьеру, был успех. Но на следующий год контракт со мной уже не продлили...
Трудное счастье
У меня было три мужа, к сожалению. Я ведь хотела выйти замуж один раз и на всю жизнь. В первом браке случился один нюанс, от которого мне пришлось с маленьким ребенком на руках сбежать к маме. Мы жили втроем, потом появился второй муж, тоже артист. Родился второй ребенок, муж уехал в Америку. Я один раз к нему съездила, поняла, что он не хочет возвращаться. У меня наступило отчаяние, и я всю эту американскую жизнь отсекла.Прошло время, в моей жизни появился поэт Николай Николаевич Зиновьев. Трудно ли жить с большим поэтом? Очень трудно! У нас с Колей были очень сложные отношения, первые пять лет мы не могли понять, жить нам вместе или нет. Все время искрили, сходились и расходились. Я вообще Колю Зиновьева вначале полюбила за его стихи. А потом все никак не понимала этого раздвоения: Коля в стихах один, в жизни другой. Когда в очередной раз от него уходила, то всегда думала: ну как этому человеку не поверить? Он же такие стихи пишет! И снова возвращалась...
Я благодарна Коле за все! Четверть века, прожитые с ним, — это годы формирования моей души. И вообще считаю себя успешным человеком. Скажу почему. Да, я хотела бы сняться в ста фильмах, а в итоге снялась в шестидесяти. Не сыграла то, что хотела сыграть. Но я успешна, потому что себя не потеряла. Я такая, какой хочу быть, а не та, которой меня хотел кто-то видеть. А еще у меня два взрослых сына, которые мне говорят, что я хорошая мама. Я их воспитала на русской классике и в православном духе.
БЛИЦ-ОПРОС
— Вы употребляете ненормативную лексику?
— Да, бывает...
— Есть человек, которому вы при встрече не подадите руку?
— Нет, я всем подам руку.
— Вы сегодня могли бы влюбиться?
— Да, но не в кого.
— За что благодарны своим родителям?
— За доброту.
— Шапка-невидимка или сапоги-скороходы?
— Сапоги-скороходы.
— Что вам хочется от жизни?
— Чтобы заговорила моя младшая внучка.
ИЗ ДОСЬЕ «СОЮЗА»
Елена Борзова родилась в 1956 году в Москве. Выпускница школы-студии МХАТ, в кино дебютировала в 1973-м, снялась более чем в 60 фильмах. Лауреат Государственной премии СССР. Занимается педагогической деятельностью: ведет занятия по ораторскому искусству и сценической речи. Член Союза кинематографистов России и Союза театральных деятелей РФ.
Александр Ярошенко
yaroshenko68@mail.ru